Шести ВУЗам Армении была присуждена аккредитация сроком на 2-6 лет. Национальный центр по обеспечению качества присудил Медицинскому университету 6 лет, Ереванскому Медицинскому госинституту, политехническому, аграрному и университету «Гладзор» по 4 года, Северному университету – 2 года аккредитации. Что означает аккредитация ВУЗа, как она проводится,- об этом «Арменпресс» рассказал директор Национального центра по обеспечению качества Рубен Топчян.
Что означает аккредитация ВУЗа?
Под аккредитацией ВУЗа мы понимаем соответствие критериям качества. Государственная аккредитация означает соответствие критериям данного государства. При проведении аккредитации идет работа с ВУЗом в течение полугода, эксперты выражают мнение, приобретают уверенность в соответствии критериям; затем созывается комиссия, которая на основании заключений экспертов выдает аккредитации на соответствующие критериям сроки.
ВУЗ не получит аккредитации, если...
Если учебные программы несовременны, если нет соответствующего преподавательского состава, если студентов оценивают неадекватно. Студент не показал своих качеств специалиста – его оценивают просто на экзаменах, например.
Нельзя сказать, что ВУЗ надо закрыть, надо дать время на изменения, указав на недостатки и пути их преодоления.
Каковы преимущества институциональной аккредитации
Люди информированы, какой из ВУЗов лучше, об этом говорит заключение эксперов. Это своеобразная гарантия, что ваш ребенок станет соответствующим специалистом.
Будут ли аккредитованы другие ВУЗы
Крайний срок, установленный правительством Армении – 2018 год, до этого времени все ВУЗы или должны соответствовать требованиям, или их не будет. Возможно, что тех, кто не сможет реорганизоваться, лишат лицензии.
После аккредитации – новая аккредитация
После получения аккредитации, спустя время, назначаются новые экспертизы, выдвигаются новые требования. Получение институциональной аккредитации еще не означает, что все программы современны на 100%. Это означает, что в ВУЗе правильное руководство. Кроме того, аккредитуют также и учебные программы. Самое важное, чтобы программыи обучение соответствовали профессиональнымм требованиям, чтобы специалист мог работать в реальной жизни. Например, в медуниверситете мы записали замечание о том, что, кроме тестовой проверки знаний, необходимы экзамены, на которых студент общался бы с больным, показывая свои навыки. Эти процессы продлятся до 2020 года.
Сегодняшние проблемы ВУЗов
Самая серьезная задача – наши магистры не занимаются научными изысканиями, они пополняют свои знания, что не есть цель магистратуры. Другая задача – достижение международного признания. Мы не склонны сравнивать себя с международными стандартами, мы сравниваем с советским образованием, говоря, что оно было хорошее. Сейчас мы в другом измерении, нам нужно думать, привлекать зарубежных студентов, давать им знания, которые пригодятся в их стране. Есть проблемы с планированием – не можем делать долгосрочные прогнозы, говорим, что не хватает денег. Кроме того, часто оба проректора в том же ВУЗе занимаются одинаковыми делами.
Роза Григорян