Ирановед считает маловероятным распространение действий «Исламского государства» на территории Ирана

11.02.2015 10:18


«Арменпресс» побеседовал с ирановедом Гоар Искандарян на темы о возможности повторения в Иране арабской весны, о потеплении отношений с Западом, об особенностях 2500-летней государственности и дипломатии Ирана.

- Учитывая факт длительных напряженных отношений между Западом и Ираном, возможно ли повторение здесь сценария революций многих арабских стран?

- Иран, как любая другая страна, имеет право на обладание мирной ядерной энергией. Запад обвиняет Иран в попытках создания ядерного оружия – учитывая ракетостроение и строительство реакторов, однако не имея на это достаточно оснований. На данный момент Запад пытается путем переговоров достичь прозрачности ядерной программы Ирана.

- Нынешний президент Рохани и министр ИД Зарифи сумели убедить Запад в своей договороспособности, однако все еще стоит вопрос взаимного доверия. Цена этому – послабление санкций, что последует в случае положительной динамики переговорного процесса. В течение долгих лет санкции усиливались при более радикальном руководстве Ирана – например, Ахмадинежада или Рафсанджани, и наблюдалось потепление при более открытых к переговорам президентах – Хатами и Рохани, например. В промежутках Иран терпеливо продолжал свою работу в области ядерной энергетики, ожидая каждого благоприятного момента.

 - Какова вероятность того, что ИГИЛ сможет распространить свои действия на Иран?

- Не думаю, так как Иран – исламская республика со своим строгим религиозным укладом, это не Афганистан и не Пакистан, сами же религиозные структуры не допустят в страну ИГИЛ.

- Как может развиваться политика Ирана в свете ухудшения отношений между Западом и Россией? Может ли это стать поводом для снятия с Ирана санкций?

- Не думаю, что на этом фоне резко улучшатся отношения Ирана с Западом, так как политический путь Ирана во многом не совпадает с западным путем. Это, в первую очередь, не нравится США, а позиции Ирана и России по отдельным пунктам совпадают.

- Как вы можете охарактеризовать иранскую дипломатию вообще?  Какие у нее особенности?

- Трудно сказать, что мы ее понимаем полностью, чего не может и Запад. Иран имеет историю государственности и дипломатии длинной в 2500 лет. Политика Ирана – в медлительности и выжидании, при благоприятном моменте Иран действует молниеносно. Мы, армяне – нетерпеливы, что мешает нам достичь лучших результатов. И вообще, за внешней политикой стоит вся страна – с ее потенциалом, позицией в регионе, человеческим ресурсом. В этом аспекте мы отличаемся от Ирана.

- Будучи тысячелетними соседями, что нам мешает лучше узнать своего соседа?

- По сравнению с Дальним Востоком, Иран мы знаем лучше, что не означает, что мы воспринимаем иранскую дипломатию. Например, куда ведут ее ядерные программы? Этого не могут сказать даже аналитические западные центры. Иранцы по природе своей терпеливы, мы же хотим в любом вопросе немедленных результатов, что и является составляющей нашего менталитета.

Анаит Минасян



Написать нам

Ваше имя*:
E-mail*:
Тема сообщения:
Текст сообщения*:
*- отмечены поля, обязательные для заполнения.

Армянская клавиатура

   
абгдезэытжилхцкhдзкхч

мйншвочпджрсвтRцупк(k')офев