Заявления Давутоглу о том, что пора дать армяно-турецким отношениям новый старт обусловлено тем резким откликом на инициативу Эрдогана о проведении празднования 100-летия битвы при Галлиполи 24-го апреля 2015 года, который был со стороны либеральной и оппозиционной прессы в Турции.
Тюрколог Акоп Чакрян сказал в беседе с «Арменпресс», что приглашение, сделанное Эрдоганом, подверглось резкой критике в Турции, например, Мехмед Алтан писал в газете «Тараф», что это попытка совместить несовместимое.
«Подобное мероприятие – как минимум, бесстыдство, и еще Эрдоган осмеливается говорить об исламе, представляя его как мирную религию. Как можно сравнивать битву при Дарданеллах с убийствами армян руками турецких военных? Эрдоган хитрит, чтобы снять Геноцид из международной повестки, однако он этим вредит Турции»,- приводит слова автора Чакрян, добавив, что таких откликов было много.
«Давутоглу сделал подобное заявление, исходя из внутренней критики; таких заявений он делал в множестве, однако результатов не было»- говорит Чакрян, добавляя, что этому примеру следует и премьер-министр Турции, который хитрит также примитивно.
Директор Института востоковедения АНА Рубен Сафрастян не видит разницы между заявлениями Давутоглу и соболезнованием Эрдогана в 2014 году. «Это дешевые трюки, направленные на искажение и замазывание смысла Геноцида. Я не вижу признаков того, что Турция пересматривает свое отношение в этом вопросе и в армяно-турецких отношениях, они по-прежнему ставят условием вопрос Арцаха»,- сказал Сафрастян.
Приглашение Сержа Саргсяна в Турцию было направлено на уничижение духа Геноцида, что было бесстыдно и нагло. «Думаю, приглашенные главы государств соориентируются верно и не откликнутся на это приглашение»,- сказал Сафрастян, добавив, что турецкие козни, тем не менее, свое влияние имеют. По его мнению, ответ Сержа Саргсяна правильно расставил акценты, однако армянской дипломатии еще предстоит поработать.
Выступив в годовщину убийства Динка, Давутоглу говорил и о армяно-турецких отношениях, подчеркбув, что пора дать им старт. Он повторил выдвинутую Эрдоганом теорию «общей боли», сказав, что Турция и Армения должны разделить «общую боль», чтобы наладить отношения.
Асмик Арутюнян