Через 100 дней, 24 апреля, когда армянский народ будет воздавать дань памяти жертвам одного из самых чудовищных преступлений прошлого века - Геноцида армян, государство, осуществившее это злодеяние, собирается проводить праздничные мероприятия.
Конечно, этот символический день никогда не был для руководства Турции днем осознания чужой боли и сострадания, поводом для переосмысления истории или покаяния. В этом году, однако, они будут праздновать открыто и официально, без каких-либо лишних показных формальностей. Если это не так, то как объяснить то обстоятельство, что десятилетиями день битвы при Галлиполи (Чанаккале) в турецком календаре значился 18 марта, а сегодня его перенесли на 24 апреля? Однако это еще не все…
Теперь уже стало бесспорным, что Турция не только отрицает Геноцид армян, но и, словно издеваясь, организовывает в день поминовения жертв Геноцида торжества по случаю Галлиполийской битвы. По сравнению с этим, отрицание Геноцида уже кажется детской игрой. То, что правящая элита Турции в преддверии 100-летия Геноцида армян пойдет на любой эпатажный шаг, было прогнозируемым для любого, мало-мальски разбирающегося в армяно-турецких отношениях человека. К сожалению, есть все основания предполагать, что это может стать началом новых провокаций Анкары в преддверии 100-летия Геноцида.
Приглашение Эрдогана участвовать в торжествах по случаю битвы при Галлиполи, разосланное им руководителям более 100 государств, отныне стало лакмусовой бумажкой и своеобразным эталоном ценностного восприятия. Верхом же кощунства стало то, что Эрдоган пригласил на праздник, в числе глав других государств, президента Армении. Из Еревана поступил сдержанный и достойный ответ, скорбящего по истреблению полутора миллионов своих сыновей, но смотрящего в будущее государства.
Это приглашение турецкого правительства – обнуление и конец имитирующих соболезнование армянскому народу заявлений, сделанных вполголоса в апреле прошлого года; для сторонних наблюдателей – это исключение возможности фарисейского уравнивания армян и турок, а для нас – доказательство правды, заключенной в словах Гомера о том, что “ Волки и агнцы не могут дружить с согласием сердца”.
Неподалеку от греческого Галлиполи, переименованного турками в Чанаккале, находятся развалины легендарной Трои. Эти стены видели войну, ставшую источником вдохновения для античной поэзии; причиной поражения в этой войне стал подарок, занесенный в неприступную крепость по случаю празднеств. Ахейская ловушка – деревянный конь, в которой спрятались вражеские воины, сокрушила Трою, и слова Виргилия «Бойся данайцев, дары приносящих» (Timeo danaos et dona ferentes), стали предупреждением...
Сегодня этот конь - приглашение Эрдогана, а затаившиеся воины – та ценностная система, поощряющая отрицание преступления против человечества, на которую и опирается президент Турции. К слову, о воинах… спустя несколько недель после 18 марта, Османская империя, преодолевшая опасность поражения в битве при Галлиполи, приступила к массовому уничтожению армянства.
Эрдоган заявляет, что в галлиполийской битве участвовали и армяне. Этот исторический факт известен многим, но для упоминания армянских бойцов Османской армии он ошибся с темой и на этот раз. Затрудняюсь назвать, сколько случаев известно истории, когда государство организованно и тотально уничтожает военнослужащих собственной армии, исходя исключительно из их национальной принадлежности. Но о том, что Османская армия стала могилой служащих в ее рядах армян, известно не только мне, но и многим коллегам, изучающим историю этой армии.
В 1914 г. армяне, призванные в турецкую армию, были поэтапно обезоружены и отправлены в стройбаты, где и были жестоко убиты. Даже турецкие архивы свидетельствуют о том, что, из десятков тысяч призванных в турецкую армию армян, к 1918 году в живых остались лишь несколько сотен.
Уничтожение военнослужащих-армян было одним из этапов Геноцида, средством, которым армянство лишалось малейшей возможности для самозащиты. За уничтожением военнослужащих последовал арест и убийство не только представителей армянской интеллигенции, но и массовое уничтожение беззащитных женщин, детей и стариков. Это зверское преступление Анкара никак не хочет признать, и именно этот день она собирается праздновать, спрятавшись за победой при Галлиполи и памятью павших, тем самым предприняв самую масштабную попытку стереть историческую память армянского народа.
Не знаю, вспомнят ли те, кто поедет на праздник в Галлиполи (а такие найдутся, поскольку эта тщательно продуманная ловушка имеет целью сделать участниками отрицания Геноцида армян хотя бы представителей Великобритании, Австралии и Новой Зеландии), что в эти самые минуты в соседнем государстве поминают жертв кровавой бойни, учиненной турецкой империей. Не знаю… но те тысячи и тысячи, которые соберутся в Ереване, сделают осознанный выбор во имя будущего, во имя прав человека, во имя предотвращения будущих геноцидов.
24 апреля холм Цицернакаберд станет центром притяжения именно этих людей. А избежание галлиполийской ловушки - для многих лакмусовой бумажкой, на которой все проявится без прикрас.
Арам Ананян,
директор агентства Арменпресс,
кандидат исторических наук