Относительно низкая доля ученых-женщин в точных и естественных науках объясняется одним простым феноменом — коллеги крайне редко считают их гениальными, что является одним из главных критериев успеха в этой среде, пишут американские психологи в статье, опубликованной в журнале Science, сообщает Арменпресс со ссылкой на РИА Новости.
"Мы не говорим о том, что гениальность или склонность ценить ее превыше всего, является нечто плохим. И мы одновременно не утверждаем, что для женщин не характерна гениальность и что она не помогает человеку встать на путь успешной академической карьеры. Результаты нашего исследования всего лишь показывают, что культивация идеи о том, что гениальность нужна для успеха в науке, совершенно по-разному влияет на студентов и студенток, которые только выбирают путь в карьере", — заявил Андрей Кимпиан (Andrei Cimpian) из университета Иллинойса в городе Урбана (США).
По данным Национального научного фонда (NSF) США, американские женщины сегодня получают почти половину всех степеней PhD в точных науках и инженерном деле, но занимают в этих сферах лишь 21% и 5% постов соответственно. Кроме того, в среднем зарплата женщины-ученого в США составляет лишь 82% от зарплаты ее коллеги мужского пола, а в отдельных областях, например, в физике и астрономии, этот показатель приближается к 60%. Аналогичная ситуация наблюдается в странах Европы и в других уголках мира.
Кимпиан и его коллега Сара-Джейн Лесли (Sarah-Jane Leslie) из Принстонского университета (США) и несколько других психологов попытались выяснить, почему существует эта научно-половая дискриминация и почему она особенно ярко проявляется в сфере точных и естественных наук.
Для ответа на эти вопросы ученые провели серию соцопросов в крупнейших вузах и исследовательских центрах Соединенных Штатов, в рамках которых они попросили почти две тысячи студентов, аспирантов и преподавателей описать главные черты успешных ученых.
Параллельно они анализировали статистику по успешности ученых обоих полов в разных сферах научной жизни и изучали другие "биологические" факторы, которые могут объяснять существование половой дискриминации в науке.
Результаты анкетирования и статистического анализа показали, что низкая успешность женщин в научной среде объяснялась исключительно социальными и психологическими причинами, а не различиями на биологическом и когнитивном уровне. По словам ученых, женщины в среднем не уступают мужчинам по уровню интеллекта, столь же медленно или быстро устают от авральной или сверхурочной работы и столь же хорошо справляются с аналитическими задачами.
Как объясняют ученые, эта проблема, по всей видимости, связана с тем, что представители точных и естественных наук во главу угла ставят такое человеческое качество, как гениальность, которая проявляется в способности схватывать все на лету и в высоком уровне интеллекта.
Исторически гениальность считается чертой мужчин, тогда как женщинам чаще всего приписывается склонность к проявлению глубоких эмоций и эмпатии. Ученые подчеркивают, что подобные представления характерны не только для мужчин, но и для самих женщин.
Кимпиан и его коллеги считают, что именно поэтому многие женщины, освоившие естественнонаучные и технические специальности, предпочитают отказываться от продолжения карьеры в этой области или же проигрывают конкуренцию ученым-мужчинам, которым гораздо проще стать гениями в глазах работодателя по этим историческим причинам.
"В современной научной литературе нет никаких свидетельств того, что мужчины и женщины различаются на интеллектуальном уровне в такой степени, что это отражалось бы на их успешности в тех сферах науки, которые мы изучали. И низкий уровень представительства женщин в науке, скорее всего, связан не с реальными интеллектуальными различиями, а с тем, как мы воспринимаем мужчин и женщин в интеллектуальном плане", — заключает Кимпиан.