На прошлой неделе лидеру «Трудовой партии» Догу Перинчеку не удалось повторить в Греции свои нигилистические игры, которые он организовал 10 лет назад в Швейцарии. Об этом говорит в редакционной статье издатель и главред «Курьера Калифорнии» Арут Сасунян. «Арменпресс» представляет статью полностью.
«Перинчек планировал вместе с членами кощунственного комитета «Талеат паша» поехать в Афины, чтобы оспорить принятый парламентом Греции закон о криминализации отрицания Геноцида армян. Он возмечтал стать «героем», представив в ЕСПЧ очередной иск против Греции, после предполагаемого ареста, следующего за нарушением им закона.
Еще в 2005 году, после ареста швейцарской полицией, Перинчек был признан виновным в отрицании Геноцида армян. Федеральный суд Швейцарии подтвердил его вину, а в 2008 году Перинчек оспорил приговор суда в ЕСПЧ. 17 декабря 2013 года пятеро из семи судей ЕСПЧ приняли решение в пользу Перинчека, постановив, что . Федеральный суд Швейцарии нарушил его право на свободу слова. Через 3 месяца Швейцария обжаловала это решение перед Большим жюри в составе 17 человек, которое планирует пересмотр дела 28-го января 2015 года.
К счастью, в Греции уловки Перинчека встретили множество препятствий. Прежде всего, он не мог выехать из Турции, поскольку он ограничен в праве выезда после условно-досрочного освобождения из тюрьмы, где он находился как участник заговора. Члены его партии без него прибыли в Афины; греческие власти, вместо шумного их задержания, разумно отправили их из аэропорта обратно в Турцию, мотивируя это неверно оформленными документами.
После возвращения в Стамбул выдворенные турки были провозглашены своими однопартийцами «героями». Перинчек немедленно обвинил президента Эрдогана и премьер-министра Давутоглу за «позорное решение», которое воспрепятствовало его выезду в Грецию с целью отрицать Геноцид армян. Последователи Перинчека обвинили также посла Турции в Греции Керима Ураса в сговоре с греческими властями. В ответ посол Урас обвинил членов комитета «Талеат паша» в том, что те помешали себе сами, заранее разгласив свои планы, хотя посол уговаривал их приехать бесшумно и выступить только, уже будучи в Афинах. Урас добавил, что из-за предварительного разглашения планов турецкой делегации армяне Греции смогли подготовиться и организовать демонстрацию протеста.
Министр ИД Турции Чавушоглу защитил запрет суда на выезд Перинчека в Афины. На пресс-конференции Чавушоглу отрицал заявления Перинчека о том, что Анкара препятствовала выезду его комитета. 28-го января Перинчека ожидает гораздо более важное путешествие, когда ожидается его присутствие на судебном заседании ЕСПЧ в Страссбурге. Несмотря на то, что Чавушоглу сообщил по телефону Перинчеку о том, что власти Турции не будут препятствовать его поездке в Страссбург, он, тем не менее, предупредил Перинчека, что окончательное решение по этому вопросу находится в компетенции Верховного суда Турции. Сейчас Анкара должна взвесить про и контра, учитывая все возрастающую популярность радикального националиста и его неуклонное желание отрицать Геноцид в преддверии его столетия.
Турецкие и международные СМИ распространили сообщение, которое я сделал в одной из своих статей о том, что Армению в ЕСПЧ будут представлять Амаль Клуни с Джеффри Робертсоном и другими ведущими адвокатами. Известие об участии в процессе Амаль Клуни вызвало странную реакцию у Перинчека, который заявил, что «мадам может участвовать в судебном процессе, но даже если бы явилась жена Иисуса, возможности победить у них нет»...
После моей последней статьи некоторые читатели указали на неизвестную семейную связь между госпожой Клуни (Амаль Рамзи Аламуддин) и известным швейцарским миллионером «Папой» Джакобом Кюнцлером, известным как «отец армянских сирот». 25 лет кряду, еще до Геноцида, Кюнцлер и его жена помогали армянской общине в Урфе. Затем, в 1920-ых, супруги Кюнцлер начали работать на Ближнем Востоке, помогая эвакуировать тысяч армянских сирот из Турции в стороны Казира, Ливана, где армянки соткали знаменитый «Ковер Белого дома», который в 1925 году подарили президенту США Кальвину Кулиджу. Дочь Кюнцлера Ида была замужем за Наджибом Аламуддином, кузеном деда Амаль - Халила Аламуддина. В 1970 году Ида Кюнцлер издала примечательную книгу о самоотверженной гуманистической деятельности своего отца - «Папа Кюнцлер и армяне»».
Перевела Рузанна Авагян