Уходящий год особых подвижек в вопросе урегулирования карабахского конфликта не зарегистрировал, и, как и в предыдущие годы, по вине именно азербайджанской стороны. Как сообщили Арменпресс в Управлении информации и связей с общественностью МИД Армении, об этом сказал заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян в интервью информационному агентству «Новости-Армения». Приводим интервью полностью:
– Господин Кочарян, каким был уходящий год с точки зрения урегулирования карабахского конфликта?
– К сожалению, уходящий год особых подвижек в вопросе урегулирования карабахского конфликта не зарегистрировал, и, как и в предыдущие годы, по вине именно азербайджанской стороны, которая продолжает извращать суть конфликта, пытается подходить выборочно, извращенно к тому документу, на основе которого должен быть урегулирован конфликт, извращает даже то, что находится на переговорном столе. То, о чем говорят за столом переговоров, и то, что заявляют в Баку – совершенно разные вещи. Азербайджан продолжает свою деструктивную политику, направленную на сеяние вражды между народами, свою милитаристскую риторику, и более того, провокационные действия на границах с Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой. Понятно, что все это не могло способствовать подвижкам в переговорном процессе.
– Баку утверждает, что условием урегулирования карабахского конфликта является территориальная целостность Азербайджана...
– Ну, во-первых, территориальная целостность Азербайджана никакого отношения к Нагорно-Карабахской Республике не имеет. Нагорно-Карабахская Республика самоопределилась точно также, как и Азербайджан еще в период существования Советского Союза. Если они потом, спустя годы принимали какие-то конституции, то эти конституции не касаются Нагорно-Карабахской Республики, они касаются только Азербайджана. Более того, Баку принял правовой документ, по которому все акты, принятые в период существования Советского Союза и касающиеся Азербайджана, объявлялись недействительными, в том числе решение большевистского Кавказского бюро, по которому Нагорный Карабах был передан в состав Азербайджанской Социалистической Республики. Сегодня, предъявляя территориальные претензии к НКР, Азербайджан, по сути, продолжает свою политику агрессии в отношении самоопределившейся Нагорно-Карабахской Республики. И бессмысленно говорить, что боевые действия против непризнанного или не являющегося членом ООН государства - не агрессия. Они являются агрессией, согласно определению термина «агрессия», данному соответствующей резолюцией ООН.
Более того, глава Азербайджана не стесняется не только предъявлять территориальные претензии к самоопределившейся Нагорно-Карабахской Республике, но и к Республике Армения. Они открыто говорят о том, что азербайджанская земля это и Ереван, и Зангезур, и Севан.
- То же самое говорил и бывший президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей...
– Да, Эльчибей обещал, что омоет свои ноги в озере Севан. Чем это закончилось, в Баку прекрасно знают. Какой была судьба Эльчибея? Про него в Азербайджане практически забыли, но там безмерно возвеличивают отца нынешнего президента - Гейдара Алиева. Так вот, было бы желательно, чтобы его преемник продолжал политику своего отца, а не политику Эльчибея. В конце концов, Гейдар Алиев прекрасно понимал, что нужно остановить кровопролитие, он собственноручно, своей подписью уполномочивал вице-спикера азербайджанского парламента Афияддина Джалилова вести переговоры с соответствующим представителем НКР – Нагорно-Карабахской Республики - об организации встречи на высшем уровне, и не чурался этих встреч. Он встречался тогда с руководителем НКР. Именно благодаря этому мы имеем на сегодняшний день единственный реально ощутимый результат для народов - соглашение о режиме прекращения огня 1994 года.
- Как вы оцениваете результаты встреч, проведенных в 2014 году президентами Армении и Азербайджана в Сочи, Ньюпорте и Париже? У Баку есть собственная интерпретация их итогов?
- Армянские стороны всегда были сторонниками переговоров, более того, встречи на высшем уровне для нас крайне важны. К сожалению, из-за той деструктивной позиции, которую занимает Азербайджан, эти встречи не приводят к каким-либо существенным подвижкам, потому что перед такими встречами или после них Азербайджан, как правило, осуществляет провокации на линии соприкосновения или границе.
Второе, азербайджанская сторона извращает суть всех этих переговоров. Сегодня Баку делает упор на необходимости срочного перехода к мирному соглашению. Конечно, это всеобщее желание. Это не только желание, озвученное сопредседателями, но желание армянских сторон.
Но Баку, как бы забывает, что для перехода к мирному соглашению нужно согласовать принципы, на которых оно должно основываться, а принципы он понимает по- своему.
Даже из той части Мадридских принципов, которая была опубликована, а это шесть элементов, Баку по сути акцентируется только на двух: возвращении территорий, которые находятся под контролем НКР и возвращении только азербайджанских беженцев, забывая как бы о тех территориях Нагорно-Карабахской Республики, которые в результате агрессии Азербайджана находятся под их оккупацией. Кроме того, одним из элементов урегулирования четко прописано право всех беженцев, а не только азербайджанских, возвращаться в места своего прежнего поселения. Понятно, что при таком подходе встречи, даже на самом высшем уровне, не приведут к реальным результатам.
– Азербайджан также утверждает о необходимости подписания мирного соглашения в обход Мадридских предложений. Возможно ли такое, и при каких условиях?
- Что должно быть в соглашении? В соглашении должны быть решены все те вопросы, которые указаны в заявлениях глав стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ – это та часть Мадридского документа, которая опубликована. Речь идет и о статусе Нагорного Карабаха, и о коридоре, соединяющем Нагорный Карабах с Арменией, и о праве всех беженцев вернуться в места своего поселения, и о вопросах, связанных с открытием всех коммуникаций. Это также вопросы, касающиеся мер безопасности, включая и миротворческие силы, и промежуточного статуса Карабаха. Должны быть четко согласованы сроки референдума, их модальности, и то, что решит народ Карабаха является юридически обязывающим для всех сторон, в том числе для Азербайджана. По всем этим вопросам нужны согласования, ведь здесь действует принцип «не согласованно ничего, пока не согласовано все».
Второе, все эти элементы составляют единое целое, и нельзя оттуда выдергивать то, что тебе выгодно, более того - представляя в извращенном виде. Поэтому, нелогично говорить, что можно переходить к самому мирному соглашению, не согласовав принципы, на которых оно должно быть основано.
Если у Азербайджана есть такое неуемное желание в обход Мадридских принципов выйти на урегулирование конфликта, то такой шанс для него существует. Он заключается в том, что Азербайджан должен признать Нагорно-Карабахскую Республику и начать с ней переговоры по уточнению границ. Кстати, это будет гарантией того, что Баку отказывается от своей изначально принятой силовой политики, политики этнических чисток, политики агрессии против НКР, разжигания ненависти между народами и непрерывных диверсионных действий против Нагорно-Карабахской Республики, которые, на самом деле, ничего не дают, кроме потерь, в первую очередь, со стороны самого Азербайджана.
Рано или поздно в Баку осознают, что конфликт будет урегулирован в рамках реализации народом Нагорного Карабаха своего права на самоопределение и ответственности Азербайджана за агрессию против самоопределившейся Нагорно-Карабахской Республики.