Резкая девальвация драма в Армении создала пессимистические настроения как среди игроков на финансовом рынке, так и у населения. Резкое падение 24-го ноября было непредсказуемым. Если в начале ноября средний курс доллара в Армении колебался в районе 410-415 драм, то к концу месяца он достиг 430-433 драмов, а 17-го декабря уже превысил 560 драмов. Надо учитывать и то обстоятельство, что доллар за последнее время укрепился во всем мире, поэтому в данных обстоятельствах ситуация более походила не на девальвацию драма, а на укрепление доллара. Об этом же свидетельствуют прогнозы МВФ и других международных финансовых институтов, по которым в будущем году ожидается подъем экономики Америки на 3%. На фоне укрепления доллара ослаб даже евро, что может поднять новую волну кризиса в еврозоне.
Девальвация драма в Армении создала высокую инфляционную среду, которая официально оценивается в 5%, однако потребители говорят о 10-15% или даже выше. Подорожание коснулось, в основном, импортируемой продукции, на этот фон наложились и предновогодние подорожания.
Надо заметить, что подобный пессимизм наблюдался в Армении и в октябре 2008 года. На финансовом рынке наблюдалась паника, однако проблем ликвидности у банков не было. Прежде всего, сократились частные трансферты, упал спрос на потребительском рынке, упали инвестиции в экономику Армении.
Постепенное уменьшение спроса и увеличение рисковости отразились на деятельности банков, которые перешли к консервативной политике, опасаясь вкладывать деньги, и кредитование потеряло скорость.
Вспоминая 2008 год, надо подметить, что тогда в Армении была сформирована высокая инфляционная среда, которая сохранилась до конца года. ЦБ тогда расширил свою кредитную политику и начал масштабную скупку гособлигаций, поддерживая государственные эмиссии.
В условиях финансового кризиса возникает дилемма финансовая стабильность – инфляция; обычно, в долгосрочной перспективе, центральные банки предпочитают стабильность, для чего и делают значительные интервенции. Почти такая же ситуация возникла в 2008, однако тогда был поставлен выбор между валютой и финансовой стабильностью.
Армения держалась фиксированного курса в течение нескольких месяцев, что позволило финансовому рынку уточнить свои позиции, а после либерализации курса ЦБ резко повысил ставку рефинансирования, чтобы сдержать спекуляции на рынке. С первого взгляда, нечто подобное происходит и сегодня, хотя сигналы о кризисе пока слабо выражены.
Надо заметить, что в ситуацию подбавляют краски и геополитические проблемы. Армения находится в тесной связи с экономикой России, и на курс драма влияет также курс рубля. Рубль дошел до своего исторического минимума – 80 рублей за доллар. В свою очередь, экономика России зависит от цен на нефть, которые также головокружительно падают за последние дни. На все эти причины накладывается паника, которая еще более ускоряет девальвацию национальной валюты. Таким образом, стабильность драма зависит, при таких обстоятельствах, не только от политики ЦБ, но и от ожиданий населения.
Гоар Аветисян