Азербайджан отклоняет все гуманные предложения, в том числе и предложение президента Франции об обмене информацией через Международный Комитет Красного Креста.
Об этом заявил министр ИД Армении Эдуард Налбандян в беседе с журналистами, комментируя заявление делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Базеле. В течение этого года Азербайджан развязал довольно широкомасштабные военные действия как на линии соприкосновения, так и на границе в Арменией, прибегал к провокациям, которые привели к многочисленным человеческим жертвам и серьезной эскалации напряженности.
«Об этом говорят сопредседатели, упоминая особенно события в июле-августе, которые были спровоцированы азербайджанской стороной. Они ссылаются на достигнутые в Астане договоренности и заявление президентов России, Армении и Азербайджана, в котором прописано, что, исходя из соображений гуманности, следует путем сотрудничества с сопредседателями МГ ОБСЕ и МККК незамедлительно обменяться военнопленными и вернуть трупы погибших», - как передает Арменпресс, сказал министр ИД РА.
Он подчеркнул, что Азербайджан отказался от сотрудничества в этом вопросе и с МГ, и с МККК, выдвигая какие-то предусловия. «О какой гуманности может идти речь, если после случая с вертолетом, который сопредседатели назвали трагическим, Азербайджан в течение десяти дней держал под интенсивным обстрелом место происшествия, не давая спасателям и представителям ОБСЕ и МККК вынести оттуда останки трех погибших пилотов. Понятно, что о человечности тут и речи не может быть. Сопредседатели в самых дипломатичных, я бы сказал – деликатных выражениях сказали, что трагедии можно было избежать. То есть они дали понять, что этого нельзя было делать, это неправильно», - сказал Налбандян.
Он напомнил, что после предыдущего заявления Азербайджан поднял вой против сопредседателей, хотя с их стороны неизменно давались оценки поражения вертолета исключительно в рамках дипломатической этики.
«Во вчерашнем заявлении сопредседатели вновь говорили на языке посредников, но ясно, что они были адресованы Азербайджану, ибо совершенно ясно, что именно Баку – нарушитель перемирия. Ясно и то, что если Азербайджан систематически отвергает предложения сопредседателей о создании механизма расследования инцидентов и случаев нарушения режима перемирия, то вся ответственность за их последствия ложится только на Баку», - сказал Налбандян.
Глава внешнеполитического ведомства Армении отметил также, что во время последнего визита Франсуа Олланда в регион, когда он предложил организовать саммит в Париже, был представлен пакет мер по укреплению доверия.
Он подчеркнул, что Армения однозначно за эти предложения, но Азербайджан отверг все предложения французской стороны - несомненно, выдвинутые по согласованию с сопредседательствующими сторонами.
«После шести-семи предложений пришли хоть к чему-то – в вопросе по обмену информацией через МККК. Разумеется, это не самое основное и внушительное предложение по укреплению доверия со стороны Франции, да и вообще за последнее время. Эти предложения еще раз были подтверждены перед Парижской встречей. В Париже Азербайджан не пожелал даже обсуждать эти меры по укреплению доверия», - сказал министр ИД РА.
По мнению Налбандяна, Азербайджан утверждает, что о мерах по укреплению доверия можно говорить только тогда, когда наметится прогресс. Налбандян считает такой подход лишенным логики: если проблема урегулируется, то необходимости в мерах по укреплению доверия необходимости и не будет. Именно об этом и говорили сопредседатели в своем последнем заявлении – о создании атмосферы взаимодоверия, дабы избежать подобных инцидентов в дальнейшем и продвижении переговоров. Это позволило бы избежать также обострения ситуации, что произошло особенно в последнее время.
«Договариваемся о чем-то, и на следующий же день или максимум через несколько дней Азербайджан идет на попятную. Это и есть одна из главных причин того, которая не оставляет никаких надежд во время этих переговоров. А как можно говорить о доверии, если стороны достигают соглашения в каком-то вопросе, а потом одна из них тут же делает шаг назад? Можно ли в таком случае считать, что ты говоришь с серьезными людьми, или что в следующий раз достигнутые договоренности будут уважаться?» - подчеркнул Эдуард Налбандян.