Многие жители Еревана помнят неожиданное и эффектное появление в центре столицы деревянного судна. Утром 13 мая 2002 года идущие по своим делам горожане с удивлением обнаружили небольшой корабль странной формы, как будто приплывший по времени реке и бросивший якорь на главной площади. Так в жизни жителей Армении, и не только, появился парусник «Киликия». (фоторепортаж)
Рождению парусника предшествовали долгие годы кропотливой работы, нервотрепок, успехов и неудач членов клуба «Айас». Теперь парусник, выполнив поставленную задачу и обойдя Европу, ходит по озеру Севан, восхищая туристов и местных жителей.
Сумасшедшая идея построить средневековое армянское торговое судно по старинным миниатюрам и отправиться на нем в плавание появилась в 1984 году. «Тогда мы, четверо энтузиастов, можно сказать, бредили морем, следили за всеми путешествиями, экспедициями Тура Хейердала, Тима Северина, с которым я лично знаком», - рассказывает капитан «Киликии», президент клуба «Айас» Карен Балаян.
Беседа протекает на борту «Киликии», за легендарным столом из киликийского дуба. «Когда строили корабль, один из наших ребят достал дубовые доски из Киликии. Для нас это было очень символично. Долго думали, что из них сделать, и в конце концов решили сделать стол. Мы с этими досками общаемся».
«Вопрос стоял так – а нам слабо? Если мы любим, почему не делаем? В 1985 году с этой целью был организован клуб, так что в следующем году клуб справит тридцатилетие. Основатели клуба думали, что за два-три года сумеют подготовиться». Однако прошло 17 лет, прежде, чем замысел был осуществлен: 6 лет ушло на научные исследования в архивах и библиотеках, 11 лет на постройку судна, 2 года Киликию» испытывали на Севане, еще 3 года продлилась экспедиция, плавание вокруг Европы.
Как констатирует капитан, процесс создания «Киликии» был тяжелым, но приятным. «Мы делали то, о чем мечтали. Понятно, что к тому времени мы еще не имели практических навыков судостроения. Хотя теорию хорошо знали. Посетили судоверфи, где собирались деревянные суда, и с радостью убедились, что движемся в правильном направлении», - отмечает Карен Балаян. В процессе выяснились дополнительные интересные детали. Со слов местного судостроителя-грека в Батуми прежде лодки строили только греки и армяне.
Сейчас для членов клуба одной из важнейших задач стало создание музея. Но не все идет так, как хотелось бы. Во время плавания «Киликии» вокруг Европы была оказана государственная помощь. Но на этом содействие проекту, призванному укрепить славу армянских мореплавателей, завершилось. Особенно актуален вопрос сейчас, в условиях отсутствия выхода к морю. «После экспедиции мы 5 лет обивали пороги, чтобы найти средства на восстановление корабля. В помощь «Киликии» мы пригласили нашего друга Андрея Макаревича. Это тоже не помогло. В итоге решили поступить в согласии с народной мудростью - если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, надо сделать это самому. Мы взяли ссуду под проценты и восстановили корабль. Соответственно, это бремя легло на наши плечи. Но это лучше, чем видеть, как на твоих глазах погибает корабль».
За 29 лет существования клуба собрана огромная информация и материалы, построены «Киликия» и две севанские лодки, также старинной конструкции. Но создание музея тормозится. «Место есть, но за него надо заплатить огромную сумму. Согласно законодательству, независимо от того, подо что будет использована территория, казино или объект культуры, необходимо заплатить кадастровую стоимость участка. Для нас это непосильная ноша». Строительство музея клуб «Айас» готов осуществлять сам. «Мы готовы сами строить музей, есть организации, которые готовы нам помочь. Все упирается в земельный участок. Пока у нас нет бумажки, подтверждающей, что земля наша, никто нам помогать не будет, потому что неизвестно, как все обернется. Получается замкнутый круг, из которого уже два года не можем выйти».
Но члены клуба не унывают, и строят планы на будущее. В том числе, рассматривают захватывающий дух проект под условным названием «По следам потерянных кораблей». «Нам известно более 15 мест затопления армянских судов 17-18 в. В основном эти суда принадлежали индийской армянской колонии. То есть джугинцам? Мы осознаем, что нам так везти не будет как с «Quedagh Merchant». Судно водоизмещением 400 тонн, принадлежавшее индийским армянам, торговцам ходжа Акопу и ходжа Ованнесу, захваченное известным английским пиратом Уильямом Киддом, было сожжено и затонуло в 1699 году возле острова Каталина в нынешней Доминиканской Республике. Найти корабль это очень большая удача. Но сам процесс настолько интересен, что мы можем снять фильм об этом, показать очень экзотические места, где когда-то жили и ходили по морям армяне». Экспедиция будет международной, при участии экспертов страны, в территориальных водах которой проводятся исследования. «Айас» готов сотрудничать со всеми государствами, которые войдут в ареал интересов, экспедиции. Однако пока говорить о ее сроках рано. Причина в отсутствии финансирования, без которого команда не хочет строить планы.
Главной героиней будущей экспедиции «Киликия» не станет. Во-первых, цели проектов разные. «Во время плавания «Киликии» мы хотели показать, что суда, изображенные на миниатюрах, реально существовали. Мы прошли по торговым путям, которые соединяли Киликийскую Армению с внешним миром. Цели следующей экспедиции - это поиск потерянных кораблей, и очень большой акцент будет ставиться на дайвинг. Соответственно, нужно специальное судно, потому что с «Киликии» осуществлять погружения трудно, борта высокие. Тем не менее, это должен быть парусник. Ведь описания кораблекрушений приблизительные, отсутствуют координаты. Поэтому нужен парусник, чтобы «прочувствовать» течения и ветры. И мы тога, может быть, поймем, что произошло с судном. Помимо этого, если мы собираемся брать с собой ученых и интересующихся, нужно судно побольше, чтобы вместить всех участников экспедиции».
Возможности самой «Киликии» Карен Балаян вовсе не считает исчерпанными. «Сейчас она работает на Армению. Это очень хороший пиар стране. Туристы, которым доводится пройтись на «Киликии», даже не зная истории, после часовой прогулки не хотят уходить, потому что чувствуют, что это за корабль. Что он значит для нас и Армении. И не могут поверить, что оно обошло вокруг Европы, прошло 15 тысяч морских миль (28 тысяч км), побывало в 63 портах 25 стран», - констатирует капитан.
К слову, порт приписки «Киликии» Ереван. «На эту тему интересная история произошла во время плавания на Карибы. Яхта называлась «Анаит», на корме красовалась надпись порта приписки – Ереван. И вот стоим мы на одном острове, между шикарными катерами. Идут с конца причала русскоязычные дайвера. И вдруг один из них увидел надпись – как Ереван? Дайвер был сильно удивлен».
К присутствию дам на корабле на «Киликии» относятся без предубеждения. Тут есть свое объяснение тому, почему в свое время присутствие женщин считалось нежелательным. «Каждое поверье имеет под собой почву. Думаю, мы нашли логическое объяснение. Это наша версия, но на наш взгляд, наиболее обоснованная. Понятно, что компонент двуполого экипажа, причем явно не в равных количествах, накладывает отпечаток. Но основная проблема не в этом. Когда мы начали испытывать корабль на Севане, естественно, было много желающих прокатиться. Через час-два на воде обычно дамы заявляли, что пора обратно. То есть женщинам нужно больше бытового комфорта. Ведь на современных кораблях это поверье больше не действует».
В клубе «Айас» кроме школы парусного спорта есть еще и школа дайвинга, что с точки зрения изучения озера Севан крайне важно. «Озеро большое, но изучено мало. В советское время кое-какие изучения проводились, но это было давно и не полностью. Сейчас единичные случаи повторения этих исследований. Но все равно для Севана это мало. Результаты проводимой нами работы очень интересны, мы сотрудничаем с Академией наук, принимали пару раз участие в совместных экспедициях. Изучать Севан необходимо. Особенно в свете дискуссий по поводу уровня воды. Я считаю, что повышать уровень надо. Два года назад прозрачность воды в озере резко повысилась. На юге и в средней части до 15 метров. На севере, в самой загрязненной части, от 8 до 10 метров. Такая прозрачная вода для Севана невиданное явление. Севан показал, что включил свою систему самоочистки. Но затем по разным причинам уровень воды не поднимали, причем объяснения самые разные, вплоть до абсурдных, и ученых почему-то не слушают».
Членов клуба объединяет любовь к морю и приключениям. Кого-то судьба привела в клуб давно, со времени его основания, кто-то присоединился к команде недавно. Армен Саятчян: «Желание было давно, со дня организации клуба, но возможности не было. Мечту осуществить удалось лишь несколько лет назад. В клуб привела любовь к морю, желание чаще видеть природу. С рулем управляться в хорошую погоду не сложно. В плохую, конечно, тяжело, даже вдвоем. Если ветер сильный и высокие волны».
«С капитаном знаком более 30 лет. У Карена Балаяна была мечта построить этот корабль. А большие идеи заразительны. Стараюсь, как могу, поддержать, хотя было бы неверно утверждать, что помощь была очень большой», - скромно отмечает Саак Хангельдян. Плотник Григорий Минасян в свободное от работы время создает макеты кораблей. В числе севанской команды «Киликии» также Корюн Авакян и Сурен Минасян.
В заключение капитан делится одной из забавных историй. Когда завершилось строительство «Киликии», а строили судно в Масисе, возникла необходимость доставить его на Севан. Наиболее удобный путь пролегал через Ереван, тем более, планировалось выставить его на несколько дней на центральной площади. «Перевозку назначили на ночь. По нашей просьбе отключили электричество, чтобы минимизировать последствия в случае, если заденем провода. И вот в три часа ночи мы въехали в город. Медленно кортеж движется, мы пешком идем рядом. Вдруг из подворотни выезжает «Жигуленок». Останавливается, чтобы пропустить корабль. Водитель, молодой парень, вышел и говорит: «Ребята, на рыбалку собрались?».
Мариам Левина