Американский писатель армянского происхождения Крис Боджалян, который в 2016 году посетил НКР, написал о своей поездке интересную статью в New York Times, которую он озаглавил«Мое гордое паломничество на родину».
Как передает «Арменпресс», Боджалян начинает с описания Талиша, который напомнил ему Западный фронт времен Первой мировой войны столетней давности.
«1-го сентября командир Гегам Григорян показал мне заминириванные поля и буферную зону в стороне в направлениии Азербайджана, миниму протяженностью в 1 милю. «Хочешь мира – готовься к войне»,- сказал он, пожимая плечами»,- пишет Боджалян. Затем он рассказывает о масштабном нарушении режима прекращения огня на следующий день, когда Талиш был так обстрелян, что жители покинули свои дома и переселились в другие районы НКР. «Командир Григорян, отец 2 девочек, хотя и имеет научную степень в международных отношениях, однако уверен, что НКР нуждается в нем в качестве военного»,- пишет Боджалян.
Он подчеркивает, что немногие из американцев смогут найти на карте НКР, Армению и Азербайджан. «Этим летом я поехал туда по той же причине, по которой каждый год возвращаюсь в Армению. Эта страна – моя кровь, мои визиты – паломничество. Я – американский армянин, однако лишь в среднем возрасте понял то притяжение, которое имеет для меня эта земля»,- пишет автор.
Он говорит, что линия соприкосновения в НКР имеет стратегическое значение, и это та горячая точка, которая может дестабилизировать Южный Кавказ. Далее он рассказывает об апрельской войне – о боях и потерях, о танкха, БПЛА, артиллерии и пр. «В Талише азербайджанцы убили и изуродовали пожилую супружескую пару, отрезали головы пленным армянским военнослужащим, что стало причиной тому, что конгрессмен от калифорнии Бред Шерман призвал расследовать военные преступления Азербайджана. Хотя и армяне – христиане, а азербайджанцы – мусульмане, однако проблема не связана с религией. Азербайджан говорит о территориальной целстности государства, НКР – о своем самоопределении, о праве наций на самоопределение. Некоторые аналитики называют армян оккупантами. Я с этим не согласен. Однако причина не только в моем ДНК. Я верю, что история на стороне армян»,- пишет Боджалян. Он рассказывает также о референдуме 1988 года, когда большинство населения НКАО голосовало за выход из состава СССР.
Затем он пишет о широком международном признании, которое имеет НКР, перечисляет штаты Америки, признавшие независимость НКР. «Республика – молодая демократия, с населением в 140 тысяч человек, которая столкнулась с 9,5 миллионной нефтяной диктатурой, имея единственного союзника – Армению»,- пишет Боджалян.
В беседе с ним омбудсмен НКР Рубен Меликян рассказал о той последовательности, которую проявляет Азербайджан в неумении управлять НКР. «Это не только право нации на самоопределение, это право на самоопределение нации, которой угрожает уничтожение»,- сказал омбудсмен НКР Рубен Меликян.
Затем Боджалян рассказывает об угрозе Алиева сбивать все пассажирские самолеты, которые полетят в Степанакерт, где новый аэропрот так и не открылся, и Алиев – тот человек, который наградил офицера, зарубившего в Будапеште армянского офицера, который спал.
Затем Боджалян рассказывает о том, как истово население НКР защищает свой дом. «Интерес Азербайджана в этой войне – собственный престиж, в Азербайджане есть нефть, в НКР – кусты и гранат. Однако для армян это война на выживание, это сохранение части нашей родины. Во время Геноцида мы этнически жили в Ване, Анатолии и Киликии, по всей Турции трое из любых 4 из нас были систематизированно уничтожены во время Первой мировой ввойны, следовательно, НКР – наша черта на песке. Именно поэтому эта маленькая земля имеет достаточно солдат в окопах»,- пишет Боджалян.
Перевела Аракс Касьян