Режиссер должен быть на шаг впереди остальных: Грачья Гаспарян

30.11.-0001 00:00


Народный артист РА, талантливый армянский режиссер Грачья Гаспарян в этом году будет отмечать свое 70-летие. Вечер, посвященный юбилею режиссера, состоится 2 декабря в Государственном театре музыкальной комедии им. Пароняна. По поводу предстоящего концерта, а также ряда других вопросов «Арменпресс» побеседовал с Грачья Гаспаряном.

- Вы работали в разных театрах. Какой след оставил каждый из них в Вашей жизни?

- Когда общаешься с людьми, встречаешься с различной эстетикой, ты обогащаешься. Я работал в театре Гюмри, у которого были великие традиции. В нем была некая провинциальность, однако было и огромное желание преодолеть ее. Когда с Ервандом Казанчяном и несколькими актерами мы поехали туда, театр ожил, пережил подъем. Я понял, что все можно преодолеть, просто нужно верить и работать. Русский театр породил в нас новые актерские качества. Это был профессиональный театр со своей богатой режиссерской и актерской культурой. Здесь я, действительно, стал профессиональным режиссером. В дальнейшем мы создали театр “Амазгаин”, в котором собрались лучшие актеры: Галя Новенц, Анна Элбакян, Тигран Нерсисян, Давид Акопян и др. К нам присоединился и курс Соса Саргсяна. Молодые актеры за один год приобрели все то, что им было необходимо для нашей эстетики и нашего понимания.

- Вы долгие годы работали с Сосом Саргсяном…

- Сос был великим человеком, с ним никогда не было скучно. Когда нам становилось скучно, мы звонили друг другу и получали необходимую энергию. Он был наивным лорийцем. Интересных случаев, связанных с ним, было очень много. В те холодные годы, когда не было света, однажды Сос решил пойти в “Армэнерго” и решить проблемы, связанные с электроэнергией. Он вернулся и сказал: “Необходимо позвонить Электроцяну, и он соединит с нужным человеком”. А мы удивились, что за странная фамилия, мы позвонили по указанному номеру, а нам говорят, что такого человека нет. Потом я понял, что нужно было позвонить в электросеть… Он был предан армянской земле, воде. Я с уверенностью могу сказать, что вместе с Сосом умерла  совесть. Он был совестью нашего народа.

- У Вас есть прекрасные постановки. Как Вам удается узнать, увидеть, что и в какой момент требуется преподнести зрителю?

- Я живу болью, заботами, размышлениями современного человека. Есть темы, которые бесконечны, неисчерпаемы. Например, тема добра. Человек прекрасен, когда он добр, человек становится чудом, когда создает добро. Надо делать добро, не ожидая вознаграждения. Иначе это превратится в обычный торг. Думающий человек всегда может найти то, что интересует его зрителя. А режиссер должен быть на шаг впереди остальных.

- Вы сейчас преподаете. Видите ли Вы в своих студентах будущих мастеров сцены?

- Я вижу их возможности и пытаюсь развить их. Папазян говорил, что актера создает не институт, а родители. То есть, если нет таланта, дара, человек может стать хорошим актером, однако если нет искры, внутренней силы, ничего не получится. Во многих из моих студентов я вижу не только желание, но и эту силу, и сейчас пытаюсь доказать им, что они обладают даром.

- Что Вы можете сказать о нынешнем театральном мире?

- Любое масштабное событие – война или кризис, наносят вред, причиняют боль искусству. Театр – это живой организм, который необходимо питать, им нельзя пренебрегать. Искусство – это особое явление, и человек, занимающийся искусством, также уникален. Если в театре нет человека, который следит за развитием актеров, не помогает им, то он не может жить.

- Что ожидает любителей театра второго декабря?

- Я не люблю юбилеи. Я думал, что мы организуем небольшое мероприятие в театре “Амазгаин, однако мои друзья – Ерванд Казанчян, Акоп Казанчян, Ваге Шахвердян, решили инициировать масштабное мероприятие. Я уже сказал им, что не буду сидеть на сцене. Немного грустно для меня, однако приятно быть оцененным.

- О чем сегодня мечтает Грачья Гаспарян?

- Желаний много. Я желаю, чтобы в моей стране был закон, она стала богатой, красивой. Чтобы дети жили хорошо. Ведь не все определяется наличием дорогих айфонов.  Я часто говорю родителям, что детьми необходимо заниматься. Любовь заключается не в покупке доеогих устройств, а в беседсах, общении, человеческих взаимоотношениях. Детей нужно водить в музеи, цирк, театр. Я мечтаю, чтобы молодежь понимала значение семьи, духовного воспитания.

Интервью – Анжелы Амбарцумян



Написать нам

Ваше имя*:
E-mail*:
Тема сообщения:
Текст сообщения*:
*- отмечены поля, обязательные для заполнения.

Армянская клавиатура

   
абгдезэытжилхцкhдзкхч

мйншвочпджрсвтRцупк(k')офев