Председатель Национального собрания Республики Арцах Ашот Гулян считает, что для страны, живущей в условиях непризнанного статуса и необъявленной войны, очень многое зависит от эффективно действующей государственной системы, периодически требующей обновления. По его мнению, в случае с Арцахом этого можно достичь лишь путем конституционных регулировок. По поводу необходимости конституционных реформ в Арцахе, причин и основных предлагемых изменений «Арменпресс» побеседовал с председателем НС Арцаха Ашотом Гуляном.
-Господин Гулян, профессиональная комиссия по конституционным реформам при президенте НКР опубликовала проект Конституции. Прежде всего я бы попросил рассказать, в чем на данным момент заключается необходимость изменения Конституции? Каковы причины, ставшие основой для изменения Конституции?
- Идея проведения конституционных реформ в Арцахе не нова. Другое дело, что данная тема в основном затрагивалась в ходе внутренних обсуждений политических партий. В 2013 году, когда Республика Армения инициировала процесс конституционных реформ, по естественным и весьма понятным причинам в Арцахе эти обсуждения на время были прерваны. Мы следили за тем, как будет проистекать этот процесс в Армении, и какие развития он может подсказать для инициирования подобной работы в Арцахе.
Как в любом обществе, так и у нас, о конституционных реформах больше говорят, когда в общественном сознании берут верх стремления повысить качество общественной жизни.
Для страны, живущей в условиях непризнанного статуса и необъявленной войны очень многое зависит от эффективно действующей государственной системы, периодически требующей обновления. В нашем случае это может быть возможно лишь посредством конституционных регулировок.
Другим важнейшим мотивом является среда безопасности, которая у нас связана непосредственно с моделью управления страной и возможностями мобилизации ресурсов, с ценностными и идейными основами, из которых формируется стремление населения страны добиться международного признания провозглашенной независимости. В основном из этих двух направлений сформировался круг вопросов, который мы заложили в основе конституционных реформ.
- Каковы основные цели изменения Конституции? Какие задачи решаются предлагаемыми проектом новой Конституции изменениями? Смогли бы Вы выделить несколько оновополагающих подходов, которые заложены в основу новой Конституции?
- Цели изменения Конституции, усовершенствования конституционных регулировок исходят из тех же основ, о которых мы уже говорили. Если нам необходимо усовершенствовать систему государственного управления, уточнить полномочия наших государственных институтов, формирующих систему безопасноти, если мы нуждаемся в более современном определении основополагающих прав и свобод людей, граждан, и мы стоим на пороге самостоятельного и независимого становления судебной власти, системы местного самоуправления, и наша цель – построение общества, избавленного от внутренних потрясений, то я считаю, что эти основы уже подсказывают, какие задачи будут решены новой Конституцией.
В этом плане, может, не случайно, что выбор профессиональной комиссии склонился в пользу сильной и центростремительной системы управления, которую арцахское общество видит в модели президентского управления.
Наряду со всем этим, очень важно, чтобы конституционными реформами в стране сохранилось равновесие между крыльями власти.
- Господин Гулян, проектом Конституции предлагается сделать переход от полупрезидентской власти к президентской. Чем обусловлено решение перейти к президентской форме управления? Не означает ли это, что полупрезидентская система была неэффективной и не оправдала себя?
-Здесь непременно нужно учитывать тот отрезок времени, в течение которого мы проводим конституционные реформы. В 2006 году мы пошли по пути закрепления действующей полупрезидентской системы правления на конституционном уровне.
Основываясь на нынешние военно-политические реалии, в нашем обществе главенствует идея установления центростремительной системы управления. И это доказывает, что в подобных вопросах фактор времени далеко не второстепенный.
Не лишне будет вспомнить, что многие из государственных формирований постсоветского пространства изначально пошли по пути внедрения полупрезидентской формы управления. В дальнейшем эта же система начала выявлять свой конфликтный характер, и не случайно, что в ряде стран наблюдались тенденции смены системы управления силовым путем.
Сегодня время работает в пользу конкретной и самодостаточной модели управления, которая предполагает переход к парламентской или президентской системам.
-В отличие от классической модели президентского управления, в проекте новой Конституции Республики Арцах закреплена политическая ответственность президента перед Национальным собранием. Обычно президент несет политическую ответственность перед Национальным собранием в парламентской системе управления. Почему было принято решение о переходе к подобной системе управления?
-В парламентской системе управления президенту зачастую отводится роль арбитра, поддерживающего равновесие между крыльями власти. Отдавая предпочтение президентской форме правления, мы внесли в повестку вопрос о том, какие в этом случае будут действовать механизмы и противовесы, чтобы не нарушать равновесие между крыльями власти.
В проекте новой Конституции предложенные нами решения где-то находятся даже за пределами специальных регулировок классической президентской модели управления, включая интересные компоненты из других систем управления.
Проектом планируется одновременное проведение выборов президента и парламента, то есть, в том же году, в тот же день. Данное обстоятельство предполагает, что институт президента с момента формирования будет иметь серьезный противовес в лице парламента. В отличие от классической президентской модели управления, предполагается, что парламент будет иметь возможность выразить недоверие президенту, а президент может распустить парламент. Именно подобные
“нововведения” должны помочь нам избежать сложностей, которые иногда расцениваются, как полномочия, предоставленные “суперпрезидентской” моделью.
- По сравнению с действующей Конституцией, появились ли новые положения, касающиеся прав человека, свободы слова и обеспечения основополагающих свобод? Если да, то я бы попросил пояснить, какие изменения предлагаются в стране в направлении укрепления демократических принципов?
-Проект новой Конституции отличается многочисленными изменениями и дополнениями, и даже легкое сравнеие делает очевидными эти различия. Действующая Конституция состоит из 12 глав и 142 статей, а новый проект, хотя и остался прежним по количеству глав, однако число статей увеличилось на 31. 20 из этих новых статей касаются исключительно основных прав и свобод граждан.
В частности, из дополненных в разделе основных прав и свобод граждан статей я бы выделил защиту личных данных, права и обязанности родителей, права детей, парвовое равновесие женщин и мужчин, право политического убежища и пр.
Эти статьи призваны дополнить ряд конституционных регулитровок, предусмотренных для обеспечения закономерной деятельности демократической системы и защиты прав человека.
- Когда завершатся обсуждения вокруг проекта новой Конституции? И в какой срок он будет представлен на референдум?
-Обсуждения проекта новой Конституции состоят из нескольких этапов. На данный момент мы завершаем общественные обсуждения, после которых более усовершенствованный вариант проекта будет представлен президенту республики. По всей вероятности, президент предложит формат дополнительных обсуждений для политических и общественных кругов.
На следующем этапе проект Конституции будет направлен в парламент и, вероятно, в законодательном органе обсуждения проекта будут проходить до конца года. Думаю, в январе 2017 года уже будет известно, когда будет проведен конституционный референдум.
Интервью вел Шант Хлхатян.