Велосипедная культура имеет в европейских странах давнюю историю, однако в Армении она все еще нова. Например, во Франции госчиновники ездят на работу на велосипедах – и это обычно, а то, что на велосипеде ездит замминистра здравоохранения Армении Самвел Маргарян – вызывает ажиотаж в обществе. Тем не менее, и в Армении растет число тех, кто предпочитает ездить на велосипедах.
Велосипедная жизнь особенно оживилась в последнее время в Ереване. Например, Альберт Степанян начал водить велосипед после переезда из Гюмри, когда понял, что таким образом он может избежать пробок, сэкономить деньги и способствовать здоровой экологии.
Мигран Ванян, рассказывая о велосипедной жизни в Ереване, говорит: «Ежедневно растет число тех, кто пользуется велосипедом в повседневной жизни, однако возникает вопрос: почему город не делается более удобным для велосипедистов?».
По его словам, огромная проблема состоит в том, что в городе нет велосипедных дорожек, от чего пострадал и сам – будучи подвергнут наезду, находясь за рулем велосипеда. «Если ездишь по тротуару – мешаешь людям, и они мешают тебе; ездишь по трассе – попадаешь в ДТП, как я»,- говорит Мигран.
По словам замминистра здравоохранения Армении Самвела Маргаряна, езда на велосипеде в Ереване – не самое безопасное занятие.
В последнее время стало больше и девушек на велосипедах. О девушках на велосипедах и об отношении к ним рассказывает Сильва Хнканосян: «Все речи о том, что как может армянская девушка ездить на велосипеде, я не слышу, так как нахожусь в наушниках. В основном, смотрю перед собой, и не вижу выражения лиц прохожих. Но мне кажется, что период активного неприятия прошел – сейчас люди спокойнее воспринимают девушек на велосипедах».
По данным Госстатслужбы Армении, в 2010-2015 годах число ввозимых в Армению велосипедов выросло на 14 тысяч, достигнув с 23.668 до 37.729. Из магазинов My bike и City bike нам сообщили, что в последнее время число покупателей велосипедов возросло. В основном, это молодежь, однако и более взрослая возрастная группа не лишает себя этого удовольствия.
Конечно, это удовольствие, однако, не следует забывать и о безопасности. Для безопасного вождения велосипеда надо не поскупиться на расходы: выясняется, что велосипед нормального качества можно купить за 250,000 драмов в среднем. Тем, у кого уже есть велосипед, свои услуги предлагает армянское бесплатное приложение Velopark, которое дает информацию о велосипедных стоянках в Армении, о магазинах, пунктах проката, наличии запчастей, ремонтных мастерских.
Приложение работает также офф-лайн, другое преимущество – приложение позволяет пользователям добавлять информацию и новые пункты на картах. Velopark в данный момент имеет 400 пользователей, причем, не все из них из Армении. По данным ответственной за PR компании «Апарк» - создателя приложения, Гаянэ Арутюнян, приложение имеет полезные функции. Например, находясь в незнакомом месте, можно при парковке зафиксировать на карте свою позицию, и затем легко найти свой велосипед.
На государственном уровне также заинтересовались развитием велосипедного спорта. По инициативе Министерства по делам молодежи и спорта Армении, все желающие могут ежедневно с 20:00 получать бесплатные уроки езды на велосипеде в школах олимпийского резерва Министерства по делам молодежи и спорта Армении – под наблюдением тренеров, и сейчас уже есть 30-40 человек, которые воспользовались этой возможностью.
Лиана Андреян