В последнее время в Армении произошло заметное падение цен на дизельное топливо. Для выяснения причин «Арменпресс» побеседовал с экономистами и представителями Комитета по защите экономической конкуренции. Депутат от РПА в НС Армении, экономист Хосров Арутюнян видит причину в тех призывах, которые и по сей день звучат в правительстве.
«Правительство подает сигналы о децентрализации всех рынков и доступности таможенных границ для всех, что заставило бизнесменов пересмотреть свою ценовую политику. В результате выигрывают потребитель и экономика»,- сказал Хосров Арутюнян.
Хосров Арутюнян связывает падение цен на дизельное топливо с экономическим мышлением нового премьер-министра и его открытыми призывами, не исключая фактор падения объемов потребления в связи с высокими ценами. «Возьмем, например, сельские хозяйства – как основного потребителя дизельного топлива. Если будет шпроблема с реализацией, то это приведет к падению объемов потребления в связи с высокими ценами, что может привести к падению цен на дизельное топливо, чтобы обеспечить объемы потребления»,- сказал Хосров Арутюнян.
Другим действенным фактором Хосров Арутюнян считает рыночные механизмы – спрос и предложение. Когда падает спрос, предложение должно вести соответствующую ценовую политику, чтобы обеспечить объемы потребления.
Экономист Татул Манасерян считает этот процесс приветствуемым, но выражает мнение, что в Армении ничего не проиходит случайно. С его слов, государство начало осуществлять строгий контроль.
«Фактор контроля играет очень важную роль, в частности, в организации импорта. Я – сторонник налогообложения сверхприбылей, что удерживает бизнес в разумных пределах доходов, поскольку заявляется одна цена, а продается товар по другой»,- сказал Татул Манасерян .
По его мнению, процесс должен быть продолжен и по отношению к ряду других товаров и услуг, поскольку в некоторых случаях нормы прибыли не соответствуют заявленным. «Думаю, в этих условиях государство должно сыграть свою роль»,- сказал Татул Манасерян .
Пресс-секретарь Комитета по защите экономической конкуренции Гаянэ Саакян уверена, что рынок дизельного топлива находится под постоянным контролем КЗЭК. С ее слов, этот сегмент рынка имеет субьектов с преобладающим положением на рынке, т.е., рынок был детально изучен и изучения носят продолжающийся характер.
КЗЭК проводят мониторинг в трехдневном еженедельном разрезе, следовательно, всегда в курсе ценовых изменений.
«Мы отметили изменение цен на бензин, в частности, на 20-30 драмов за последний месяц. После этого КЗЭК узнал, что на рынке появилась новая компания»,- сказала она.
С ее слов, ценовые изменения по части бензина полностью зависят от конкуренции. Новая компания осуществляет импорт бензина по гораздо более низким ценам. Эта компания вошла на рынок с сентября, что уже положительно отразилось на рынке.
Она сообщила, что эта компания импротирует топливо из РФ и Румынии.
«Падение цен на дизельное топливо является результатом конкуренции, когда комании пересматривают свою ценовую политику»,- сказала Гаянэ Саакян.
Она уверила, что мониторинг продолжается, злоупотребелений или каких-либо проблем не выявлено, и поле остается свободным.
Ваге Акопян