Он всегда был верен себе: кинорежиссер Нерсес Ованнисян оставил поколениям свой уникальный почерк

30.11.-0001 00:00


Ушел из жизни кинорежиссер, сценарист, актер, заслуженный деятель купьтуры Арм.ССР (1987 г.) Нерсес Ованнисян. Он скончался 23 октября в возрасте 78 лет.

«Арменпресс» представляет статью главного редактора журнала “+Кино” о жиьни и деятельности Нерсеса Ованнисяна.

Достаточно раз окунуться в кино, и это будет означать, что ты связался с кино на всю жизнь. В этом смысле не исключение - Нерсес Оганесян. В школьные годы он снялся в фильме Александра Роу “Тайна горного озера” (1954 г.), создающемся на киностудии “Арменфильм”, которая находилась по соседству с их домом. В период экранизации произведения Вахтанга Ананяна сформировался как будущий режиссер, так и будущий артист. В дальнейшем он своими короткометражными лентами предъявил серьезную заявку в кинорежиссуре. Перечислим эти короткометражки: “Осторожно, живность!” (1969 г.), “Фанос-неудачник” (1970 г.), “Встреча на выставке” (1968 г.). Эти три фильма сняты с высоким режиссерским мастерством и соответствующей темам выразительностью. Например, короткометражный фильм “Осторожно, живность!” Сюжет кажется простым и ясным. Слона Вову с вокзала ведут в зоологический сад. Эскорт мотоциклистов, словно высокопоставленное лицо, сопровождает Вову. С обеих сторон улицы, с многоэтажных домов народ приветствует кортеж. А слон на цепи, кивает головой, как будто приветствует толпу. Режиссер так смонтировал этот неигровой сюжет, что тот приобрел вид художественной аллегории. После этой короткометражки Нерсес Оганесян по заказу Центрального телевидения на студии “Ереван” снял фильм “Невеста с Севера” (1978 г.) Кинокартина выдержала испытание временем, более того, до сих пор демонстрируется разными телевизионными каналами как в Армении, так и за ее пределами. Когда пробуешь анализировать образы, созданные Арменом Джигарханяном, Мурадом Костаняном, Ервандом Манаряном, Верчалуйс Мириджанян, дебютантом Араиком Бабаджаняном, то в первую очередь в их игре видишь оригинальный почерк кинорежиссера, артиста Нерсеса Оганесяна. Созданы правдивые, созвучные замыслу и времени, полноценные образы. В 1977 году на “Арменфильме” он снял кинокартину “Приехали на конкурс повара”; насыщенную тонким юмором комедию, которая была горячо принята зрителями. Думаю, одной из лучших работ режиссера Нерсеса Оганесяна является “Механика счастья” (1982 г.), которая до сих пор не оценена критиками по достоинству. Обратите внимание, какие убедительные и неповторимые образы создали Азат Гаспарян и Алла Туманян. Фильм “Чужие игры” (1986 г.), снятый им по сценарию Эверта Паязата, своеобразен и имеет публицистическое звучание. Велика роль Нерсеса Оганесяна в деле создания и становления юмористического альманаха “Бумеранг” на “Арменфильме”. Если была бы возможность хотя бы на миг мысленно смонтировать исполненные Нерсесом Оганесяном кинороли - “Живите долго”, “Командировка в санаторий”, “Одинокая орешина” и в других фильмах, - то мы увидели бы, что имеем дело еще и с талантливым актером. Он занял в армянском кино только одному ему принадлежащее место; гротеск, юмор, характерный стиль повествования и другие творческие и человеческие достоинства делают его неповторимым художником. Нерсес Оганесян сохранил свой творческий почерк и в Москве. И не важно, армянскую тему он представляет или другую. Он везде верен себе. Нерсес Оганесян – Народный артист Армении. Представляю отрывок из интервью газете “Фильм” (№9, 1983 г.): «Взяв за основу сценарий Манука Мнацаканяна, мы задались целью создать фильм, который дал бы возможность задуматься о нравственности, о духовном выборе, о разных проявлениях мещанства, которое, к сожалению, имеет место среди нас. В смысле сюжета в фильме “Механика счастья” больших, масштабных, видимых событий не происходит. Наши герои иногда находятся в тяжелом, подавленном, грустно состоянии, а это, как известно, происходит из-за грубости окружающих, корыстолюбия, невежественности и тому подобных причин. Одна из главных целей искусства – осудить эти явления... Если предмет исследования искусства – человек и его духовный мир, то масштабность происходящего на экране обусловлена глубиной толкования образа. Мы стремились прежде всего к этой глубине... Сона и Рубен, герои нашего фильма, в смысле своего общественного положения ничем не выделяются. Создавая образы этих обыкновенных людей (оба инженеры, но разных профилей), нашей целью было представить узнаваемых, понятных и близких зрителю героев. С той же целью изображенное в фильме мещанство попробовали представить с юмором, будучи глубоко убежденными в том, что избавится от недостатков лучше всего посредством смеха. Одной из важнейших творческих задач нашего фильма было вывести на большой экран образ молодой, интеллигентной армянской женщины».

Редакция “Арменпресс” выражает соболезнование родным и близким Нереса Ованнисяна. 



Написать нам

Ваше имя*:
E-mail*:
Тема сообщения:
Текст сообщения*:
*- отмечены поля, обязательные для заполнения.

Армянская клавиатура

   
абгдезэытжилхцкhдзкхч

мйншвочпджрсвтRцупк(k')офев