В рамках обсуждения на пленарном заседании ПАСЕ темы “Положение в Турции в свете попытки государственного переворота” 13 октября вице-спикер Национального Собрания Армении и ПАСЕ, глава армянской делегации в ПАСЕ Эрмине Нагдалян передала в Секретариат ПАСЕ доклад, в котором подвергла строгой критике развернувшиеся в Турции после попытки госпереворота антидемократические процессы, одновременно среагировав на вчерашние заявления министра иностранных дел Турции Чавушоглу с трибуны ПАСЕ.
Как сообщили Арменпресс в Управлении НС Армении по связям с общественностью и СМИ, Э.Нагдалян, в частности, сказала:
“Дамы и господа,
сегодняшнее обсуждение – лучшее свидетельство того, что ситуация в Турции продолжает оставаться одной из “горячих точек” внимания мирового сообщества. Все мы осознаем, что нестабильная ситуация в стране может оказаться взрывоопасной не только для региона, но и в более широком смысле.
Я представляю Армению – страну, пограничную с Турцией, страну, непосредственно испытывающую негативные последствия.
Каково сегодня положение после попытки госпереворота?
Масштаб и глубина реакции президента Эрдогана пагубны, не оставляя никакой надежды для любого демократического процесса в стране. Турецкие власти стали использовать попытку переворота в качестве оправдания подавления акций протеста в стране. Поскольку он был подавлен, тысячи военнослужащих, судей, учителей и гражданских служащих внезапно были арестованы или уволены с работы. Недавно продленное чрезвычайное положение означает приостановление основных прав человека, в то же время применение вновь смертной казни.
Власти закрыли несколько курдских телеканалов и радиостанций, в том числе один детский канал. Вы можете представить – источником угрозы Турции рассматривается мультфильмовский канал.
Вывод неизбежен, уважаемые коллеги: Турция становится более авторитарной, более непредсказуемой, что приводит к расколу общества.
Совсем недавно обсуждали вопросы, касающиеся деятельности демократических институтов в Турции. Как помните, в ходе обсуждений прозвучали различные точки зрения: мы были крайне озабочены ошибочными развитиями в стране и защищали идею восстановления процесса мониторинга. Сегодня этот вопрос, обусловленный резким поворотом Турции на демократическом пути, более чем актуален.
Турецкие власти, абсолютно игнорируя верховенство закона, используют ситуацию в стране для борьбы со своими политическими противниками и национальными меньшинствами.
Так что было бы лучше, если министр Чавушоглу сосредоточился бы на этих серьезных проблемах, а не делился бы с Ассамблеей своими личными историями.
Еще одна ссылка на вчерашние дезинформирующие сообщения. Его видение Нагорно-Карабахского переговорного процесса вокруг предполагаемого вывода 5 районов, - мнимое восприятие реальности. Между тем в реальной действительности урегулирование Нагорно-Карабахской проблемы направлено на определение окончательного статуса НКР – посредством имеющего обязательную силу волеизъявления народа Нагорного Карабаха.
Еще одна попытка ввести в заблуждение – министр обратился к армяно-турецким отношениям. Если Турция действительно намерена урегулировать отношения с Арменией, в этом случае были бы ратифицированы и задействованы подписанные в 2009 г. цюрихские протоколы, была бы открыта единственная в Европе закрытая граница”.