Сегодня беженец стучится в дома каждого из нас

30.11.-0001 00:00


Недавно завершилось Осеннее заседание Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, проходившее в Скопье (Македония) с 29 сентября по 2 октября 2016 года. Повестка дня заседания была очень насыщенной. Так, в ходе Средиземноморского форума, состоявшегося в рамках Осеннего заседания, прошла Парламентская конференция на тему «Усиление мер по укреплению доверия и эффективное управление в регионе ОБСЕ». Вопросам эффективного управления в качестве основы для стимулирования экономического развития в регионе ОБСЕ была посвящена специальная сессия. Как и ожидалось, Парламентская Ассамблея ОБСЕ сделала предметом особого обсуждения вопросы улучшения управления международной миграцией, основанные на  уважении прав человека.

По всем обсуждаемым вопросам имел выступления депутат Национального Собрания РА от Республиканской партии Армении, руководитель делегации НС РА в Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, председатель партии «Национальное Единение» Арташес Гегамян. Думается, что подавляющее большинство делегатов ПА ОБСЕ, выслушав жесткие, критические выступления руководителя армянской делегации в очередной раз убедились в аргументированности и объективности его серьезных обвинений в адрес властей Турции и Азербайджана, которые грубо нарушают основополагающие нормы Международного права, цинично попирают права человека, продолжают проводить армяноненавистническую политику. При этом в своих выступлениях А.Гегамня неоднократно обращал внимание делегатов 56 стран-членов ОБСЕ, руководства ПА ОБСЕ на необходимость принципиального реагирования на политику властей этих стран, несовместимую с принципами  Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и других важнейших документов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН по защите прав и свобод человека.

Предлагаем вниманию читателей тексты выступлений депутата Национального Собрания РА от Республиканской партии Армении, руководителя делегации НС РА в Парламентской Ассамблее ОБСЕ, председателя партии «Национальное Единение» Арташеса Гегамяна.

 ВЫСТУПЛЕНИЕ АРТАШЕСА ГЕГАМЯНА НА ЗАСЕДАНИИ ПА ОБСЕ

(30 СЕНТЯБРЯ 2016 г., СКОПЬЕ, МАКЕДОНИЯ)

Уважаемые коллеги, Средиземноморский форум проходит в исключительно ответственное время.  Каждый из нас не понаслышке знает о той трагедии, которая разыгрывается на южных берегах Средиземноморья и на юго-востоке. Для Армении этот вопрос имеет исключительное, жизненно важное значение. Достаточно сказать, что за промежуток времени, как разразилась война в Сирии, более 20 тысяч сирийских армян эмигрировали, бежали из Сирии в Армению. Это потомки чудом уцелевших от Геноцида армян в Османской империи. Ежедневно мы ощущаем боль, страдания людей, которые потеряли буквально все. И свое, нажитое честным трудом богатство, и бизнес, свои дома, церкви, общеобразовательные школы. И сейчас, обсуждая этот вопрос, к сожалению, мы  больший упор делаем на выяснение того, что сделано с обустройством беженцев, что, бесспорно, очень важно, но куда важнее содействовать обеспечению безопасности в регионе, отсутствие чего и порождает возникновение беженцев. А чтобы содействовать обеспечению безопасности, надо своевременно предотвращать возможные угрозы этой же самой безопасности. Буквально в мае текущего года во время торжеств, посвященных падению Константинополя (для кого торжественная дата, а для кого – цивилизационная трагедия), президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил буквально следующее: «Многие страны желают отомстить туркам за взятие Стамбула (Константинополя) в 1453 году. Однако никому не под силу разрушить нашу страну. После завоевания Стамбула турки разместились в Анатолии и во Фракии (то есть в Западной Армении и отчасти в Греции), и не собираются уходить с этих земель». Можно было бы обойти вниманием этот пассаж турецкого президента, если бы спустя бук­валь­но несколько месяцев, уже 26 июля т.г. министр экономики Турции Нихат Зейбекджи на встрече с представителями общественного сектора и бизнес-структур, по сообщению издания Son Dakika, не заявил бы, что попытка путча имела целью разделить Турцию между двумя «странами» (имеется в виду попытка переворота от 15 июля 2016 г. в Турции): «Авторы попытки переворота хотели воплотить в жизнь карту, начертанную 100 лет назад».  Дальше-больше. В ответ на уточняющий вопрос, о каких «странах» идет речь, турецкий министр заявил, что имеются в виду Армения и Курдистан. Примечательно, что такое говорится сейчас, то есть в Турции в очередной раз готовится информационная почва для разжигания новой антиармянской, антикурдской и антиезидской ненависти, жертвами которой могут стать десятки тысяч невинных людей этих национальностей. То есть уже создается соответствующая почва для совершения новых злодеяний. 

Хочу также отметить, что в сложившихся условиях, Армения в вопросах принятия и обустройства беженцев в пересчете на душу населения несет большее бремя, чем другие страны, к примеру, очень уважаемые государства-члены Евросоюза. На 150 жителей Армении приходится один беженец в то время, как в Евросоюзе и в странах Европы один беженец приходится на 400-450 жителей. Однако Армения абсолютно не спекулирует на этом, как одна из стран, которая ставит ультиматум перед Евросоюзом, требуя то 3 млрд, то 6 млрд, а то и 23 млрд долларов в качестве вознаграждения за то, что она, дескать, принимает беженцев, более того, демпфирует их дальнейший исход из Турции. Между тем уже достоверно известно, что очень многие представители так называемого ИГИЛ, и сейчас получают военную поддержку со стороны Турции. Дока­за­тельством этому служат последние атаки, которые осуществлялись террористами на населенные курдами районы. Вместе с тем, Армения ни в коем случае не считает  себя сторонним наблюдателем процессов, разворачиваю­щихся на Ближнем Востоке. И совершенно недавно, 16 сентября 2016 года, Президент Армении Серж Саргсян, выступая на заседании глав государств-членов СНГ, заявил следующее: «Надеемся, что последние российско-американские  договорённости о прекращении огня в Сирии создадут предпосылки для долговременного урегулирования этого кровопролитного конфликта. Приветствуем последовательные усилия нашего партнера, Российской Федерации, нацеленные на предотвращение дальнейшего углуб­ления гуманитарной катастрофы в Сирии. Обсуждаем возможности вовлечения Армении и армянской Диаспоры в этих процессах». Я думая, что будет правильно, если Парламентская Ассамблея ОБСЕ, Средиземноморский форум вновь с убедительной просьбой обратятся к Российской Федерации,  Соеди­нённым Штатам Америки, Франции, Великобритании и другим странам антитеррористической коалиции с тем, чтобы диалог, который, казалось бы, забрезжил как луч света в темном царстве войны, пробил бы себе дорогу и вновь возобновился. Чем раньше будет налажено это сотрудничество, тем больше человеческих жизней будет спасено.

Спасибо за внимание. 

ВЫСТУПЛЕНИЕ АРТАШЕСА ГЕГАМЯНА НА ЗАСЕДАНИИ ПА ОБСЕ

(30 СЕНТЯБРЯ 2016 г., СКОПЬЕ, МАКЕДОНИЯ)

Уважаемые коллеги, трудно переоценить значение обсуждаемого вопроса. Модератор нашего заседания сказал о том, какие принципы необходимы для укрепления и обеспечения более эффективного управления процессами экономического роста. Основной докладчик также немало внимания уделил этим вопросам. Слушая их выступления, складывается впечатление, что мы хотим изобрести велосипед. И это так по той простой причине, что еще в 2008 году правительственные структуры Великобритании, Швеции, Австралии, других стран и Всемирный банк созвали конференцию и обобщили оценки 19 руководителей, представляющих преимущественно развивающиеся страны, выдающихся экономистов, которые были положены в основу их исследования «Доклад о росте: Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития». Доклад был составлен с одной единственной целью: проанализировать, благодаря чему за последние 30 лет число людей, живущих в быстро развивающихся странах, с душевым доходом на уровне стран ОЭСР, увеличилось в четыре раза – с одного до четырех миллиардов человек. Этот доклад подробно описывает пути достижения подобного результата. В 2012 году выдающийся экономист Дарон Аджемоглу, армянин по происхождению, кстати, родившийся в Стамбуле, и Джеймс Робинсон написали книгу, которая стала бестселлером «Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты» (Why Nations Fail: The Origins  of Power, Prosperity, and Poverty). Там опять-таки подробно указываются пути достижения значительного экономического роста в странах, что в свою очередь, конечно же, снижает уровень бедности их населения. Здесь очень справедливо госпожа Эдди Фрей из Канады говорила, что миграционные потоки, как правило, возникают не только вследствие военных катаклизмов, но также и из-за бедности, бездомности. Так вот, вышеупомянутые доклад и книга Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона написаны для стран, развивающихся в нормальных условиях, в них вовсе не предполагается, что в 21-ом веке возможна полная блокада государства-члена ОБСЕ со стороны других государств, также являющихся членами ОБСЕ. Я имею в виду блокаду Армении со стороны Азербайджана и Турции. То есть, думается, что будет очень правильно, если ПА ОБСЕ вместо углубленного анализа теоретических выкладок, во-первых, обсудит, что же мешает полноценному развитию государств-членов ОБСЕ. И, конечно же, ни у кого не вызывает сомнений, что блокада тормозит это развитие, впрочем, как и то, что экономическому росту тормозит отсутствие инклюзивных политических институтов, что, в свою очередь, является следствием установления авторитарных диктатур, которые, увы, в отдельных странах ОБСЕ и сейчас имеют место быть. Думается, что после сегодняшнего обсуждения предметом особого изучения ПА ОБСЕ станут вопросы, которые были положены в основу Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где черным по белому записаны 10 принципов, которые в настоящее время грубо нарушаются отдельными странами. При этом мы вправе утверждать, что из этих 10 основных принципов за последние 25 лет, как минимум, 3 принципа грубейшим образом нарушаются Турцией и Азербайджаном в отношении Армении. Только с учетом этих факторов, только в этом случае коэффициент полезного действия нашего обсуждения будет куда выше, чем сейчас, так как такое обсуждение позволит нам на конкретных проблемах решать более крупную, глобальную задачу – задачу по укреплению мер доверия и улучшению управления в регионе ОБСЕ.

Спасибо за внимание. 

ВЫСТУПЛЕНИЕ АРТАШЕСА ГЕГАМЯНА НА ЗАСЕДАНИИ ПА ОБСЕ

(1 СЕНТЯБРЯ 2016 г., СКОПЬЕ, МАКЕДОНИЯ)

 

Уважаемые коллеги, обсуждаемый сегодня вопрос – «Развитие демократических институтов и прав человека»,  имеет огромное значение. Естественно, что напрашивается вопрос: в силу чего, каких обстоятельств спустя 68 лет после принятия в Париже, во дворце Шайо, на 3-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Всеобщей декларации прав человека», вопрос защиты прав человека все еще не теряет своей актуальности. Ведь прошло уже 68 лет. Далее, в 1966 г. был принят Международный пакт о гражданских и политических правах (далее Пакт), который 23 марта 1976 г. вступил в силу. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 168 государств-участников, присоединившихся к этому договору. Даже самый беглый анализ минувших лет показывает: все происходящее в нарушение прав человека и в не становлении демократических институтов – обусловлено грубым попранием, принятых ранее по этим документам обязательств. В частности, в части Первой статьи 1 выше упомянутого Пакта говорится о праве народов на самоопределение, более того, это положение вошло и в пункт 1 Устава ООН, в Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. А статья 6 гласит о праве на жизнь. Между тем, ежедневно на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и армии обороны Нагорного Карабаха от рук азербайджанских снайперов гибнут воины армии обороны Нагорно-Карабахской Республики (далее НКР). Ни один случай подобного грубейшего нарушения Пакта так и не стал предметом обсуждения ни в Парламентской Ассамблее ОБСЕ, ни в других международных организациях. И получается, что в сегодняшних реалиях гибель человека, то есть грубейшее попрание права на жизнь, стало каким-то  обыденным  явлением. Статья 12 Пакта определяет – право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства. Многоуважаемый руководитель Французской делегации Алан Нери, когда в первый раз посетил Нагорный Карабах, чтобы собственными глазами увидеть, что же на самом деле происходит в Нагорно-Карабахской Республике, стал персоной нон грата в Азербайджане и попал в черные списки. Отныне ему запрещен въезд в Азербайджан. Такая же судьба уготована для всех тех депутатов Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, которые захотят своими глазами увидеть и понять суть Нагорно-Карабахской проблемы. Статья 16 Пакта – право на признание правосубъектности. Вот уже 25 лет исполнилось со дня независимости Нагорно-Карабахской Республики, но так и ее правосубъектность не признана. Армения же не признает независимость НКР лишь в силу взятых на себя обязательств, в силу глубочайшего уважения к институту сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которой делегировано урегулирование конфликта. Более того, Статья 20 предписывает противоборствующим сторонам запрет пропаганды войны и выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти. До сих пор властями Азербайджана, к сожалению, ведется пропаганда войны. Более того, приведу совершенно свежий пример. Среди жертв азербайджанской агрессии, совершенной в апреле текущего года, была двенадцатилетняя девочка и девяностодвухлетняя бабушка. Более того, плененные три солдата армии обороны Нагорного Карабаха азербайджанцами были обезглавлены и, в соответствии с почерком  ДАИШ, их обрубленные головы выставлялись в селах и городах Азербайджана, а учинители этой варварской расправы получили государственные награды с рук президента Азербайджана. И в этих условиях говорить об укреплении демократических институтов и правах человека, при этом обходя вниманием принципиальные оценки вопиющих  фактов грубейшего нарушения Международного пакта о гражданских и политических правах, извините, это двуличие и лукавство. Мне кажется, что надо будет лицом повернуться к тем дичайшим проявлениям варварства, свидетелями которых является мир в 21-ом веке, в 2016 году.

Спасибо за внимание. 

ВЫСТУПЛЕНИЕ АРТАШЕСА ГЕГАМЯНА НА ЗАСЕДАНИИ ПА ОБСЕ

(1 СЕНТЯБРЯ 2016 г., СКОПЬЕ, МАКЕДОНИЯ)

 

Прежде всего я хотел бы поблагодарить специального представителя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по Южному Кавказу Кристиана Вигенина за его доклад. Он действительно очень старается, чтобы в рамках своих полномочий добиться справедливого решения волнующего наши народы вопроса – урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. В этой связи хочу отметить, что в течение последнего времени в Армении происходят очень интересные события. Принята новая Конституция Республики Армения, которая, бесспорно, является шагом вперед по дальнейшей демократизации нашего общества. В процессе становления формирование Правительства национального согласия и национального доверия. И поэтому тоже мы в Армении всегда ждем представителей Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, чтобы поделиться нашим опытом, посоветоваться. Нам очень импонирует то, что в докладе, в сообщении Кристиана Вигенина прозвучала очень нужная мысль –проводить свою работу в тесном контакте с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. В Армении мы с готовностью принимаем специального представителя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по Южному Кавказу и очень надеемся, что во время своего очередного приезда он обязательно побывает и в Нагорно-Карабахской Республике. Чтобы облегчить работу и видение этой проблемы, отмечу, что недавно Нагорно-Карабахская Республика праздновала 25- летие своей независимости и по этому поводу был издан на отдельных рабочих языках ОБСЕ очень интересный журнал. Я по мере возможностей этот сборник, рассказывающий о буднях Нагорно-Карабахской Республики, раздал среди своих коллег и один экземпляр сейчас обязательно предоставлю Президиуму нашей сессии для ознакомления. Еще раз большое спасибо за поддержку всех процессов, нацеленных на мирное урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта.

Спасибо. 

ВЫСТУПЛЕНИЕ АРТАШЕСА ГЕГАМЯНА НА ЗАСЕДАНИИ ПА ОБСЕ

(2 СЕНТЯБРЯ 2016 г., СКОПЬЕ, МАКЕДОНИЯ)

Уважаемые коллеги, вопросы улучшения управления миграцией для армян имеют жизненно важное значение в силу исторических причин – трагических страниц нашей истории, а также в связи с трагедией,  разыгравшейся в Сирии и приведшей к гибели многих и многих армян, проживающих в Сирии, возникновению двадцати тысяч сирийских беженцев армян. Что имеется в виду под трагическими страницами истории. Это прежде всего Геноцид армян, совершенный в Османской империи, далее, это трагедия, повторившаяся спустя 70 лет, уже в Советском Азербайджане. Она началась с Сумгаитской резни и сожжения армян, была продолжена бакинскими погромами армян в январе 1990 года. Чтобы не быть голословным, я приведу пример из доклада очень уважаемой и авторитетной международной организации, каковой является «Human Rights Watch». Так что же написал в нем докладчик этой организации Роберт Кушен: «Армянские погромы в Баку (13-20 января 1990 года), это были беспорядки на этнической почве, сопровождающиеся насилием в отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества. Жертвами погромов стали до 90 человек, а согласно некоторым данным – до трехсот человек». Далее Роберт Кушен подчеркивает: «Погромы не были полностью стихийными, так как погромщики имели списки и адреса армян». Далее волна насилия прокатилась по всему Азербайджану, особенно в те районы, где компактно проживали армяне. После этих трагических событий более 500 тысяч армян, повторяю, более 500 тысяч армян, проживающих в Азербайджане, спасались бегством из Азербайджана прежде всего в Армению и Россию, а также в страны Европы и США. Здесь вчера коллега из Азербайджана говорил о том, что в Краснодарском крае, в Ростовской области проживает много армян и они требуют автономии. Нет, они не требуют автономии, а требуют справедливости, но не от российских властей, которые их приютили, а от международного сообщества, которое оставило без должного реагирования эту  новую резню, организованную азербайджанскими властями. В силу этого сейчас Армения, принимая двадцать тысяч беженцев, сирийских армян (я повторюсь, на 150 жителей Армении приходится один беженец, в то время как в Евросоюзе на 400-450 жителей приходится один беженец), просит прежде всего установления справедливости в вопросах соблюдения прав не только сирийских беженцев, но и беженцев армян из Азербайджана, составляющих более полумиллиона человек, повторюсь, я имею в виду полумиллиона армян, которые стали беженцами вследствие геноцидальной политики азербайджанских властей. Думаю, что сегодняшнее обсуждение явится началом справедливого рассмотрения всех проблем, связанных с беженцами. И сегодня беженец стучится в дома  каждого из нас. И вспомним, какие выдающиеся таланты дали нашему миру эмигранты и беженцы. Одних только армян потомков эмигрантов и беженцев не перечесть – Анри Верной, Аршил Горки, Гарзу,  Шарль Азнавур, Джордж Докмеджян, Керк Керкорян, Жорж Гарваренц, Мишель Легран. Оглашение их имен и фамилий можно продолжить до конца сегодняшнего заседания.

Спасибо за внимание.



Написать нам

Ваше имя*:
E-mail*:
Тема сообщения:
Текст сообщения*:
*- отмечены поля, обязательные для заполнения.

Армянская клавиатура

   
абгдезэытжилхцкhдзкхч

мйншвочпджрсвтRцупк(k')офев