Исполняющий обязанности министра ИД Армении Эдвард Налбандян выступил на 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Об этом «Арменпресс» сообщили в пресс-службе МИД Армении. Ниже приводим полный текст выступления.
Господин Председатель,
Генеральный секретарь,
Дамы и господа,
Я хотел бы поздравить и пожелать удачи господину Питеру Томсону, Председателю этой сессии Генеральной Ассамблеи, и выразить благодарность его предшественнику Могенсу Ликетофту.
Пользуясь случаем, я также хотел бы выразить нашу высокую признательность Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну за его мудрое лидерство.
Господин Председатель,
Два дня назад Армения отметила 25-летие своей независимости. За этот сравнительно короткий промежуток времени многое было сделано для укрепления демократических институтов, верховенства закона, результативного управления, защиты прав человека и продвижения экономических реформ.
Нам удалось зафиксировать значительный прогресс в плане повестки социально-экономического развития. Тем не менее все еще существуют нерешенные проблемы. Потребности социально незащищенных лиц были положены в основу перспективного развития стратегии Армении на 2014-2025 годы. Вместе с тем мое правительство дало старт Плану действий для Национальной стратегии по защите прав человека. В этом плане Армения продолжает активно работать со всеми механизмами по защите прав человека ООН, включая особые процедуры и договорные органы.
Проведенная после инклюзивных процессов широких общественных дискуссий, наша новая конституционная реформа, направленная на достижение новой и лучшей системы управления с повышенной прозрачностью и подотчетностью, была одобрена на всенародном референдуме в декабре прошлого года и приветствовалась соответствующими международными органами.
Господин Председатель,
ООН играет значительную роль в изменении атмосферы, способствующей нетерпимости, расовой дискриминации, ксенофобии, насильственного экстремизма и терроризма.
Армения неоднократно осуждала преступления, совершаемые ДАИШ и другими террористическими группами, которые угрожают безопасности народов региона и за его пределами. Война в Сирии оказывает разрушительное воздействие на гражданское население страны, в том числе на национальные и религиозные меньшинства, которые сталкиваются с экзистенциальными угрозами из-за преступлений на почве идентичности. Насилие не обошло и сирийских армян, многие из которых потеряли свою жизнь. Армянские поселения, церкви, школы и культурные учреждения были разрушены. Сто лет назад, после Геноцида армян, армянские беженцы нашли убежище во многих арабских странах. Сегодня тысячи армян, вместе с другими народами Ближнего Востока, вновь вынуждены покинуть свои дома. Более 20 тысяч человек только из Сирии нашли убежище в Армении. Поэтомы, мы прекрасно знаем, что значит быть беженцем, и что такое принимать у себя беженцев.
Правительство Армении предприняло значительные меры по оказанию помощи беженцам и содействию их интеграции. Мы считаем, что необходимо установить более широкое международное сотрудничество для адекватного решения проблем, связанных с массовым перемещением. Полноценное выполнение обязательств принятой этим высоким органом несколько дней назад Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах является важной вехой на этом пути.
Мы хотели бы подчеркнуть важность устранения коренных причин больших перемещений людей путем предотвращения преступлений против человечества, мирного урегулирования конфликтов и достижения долгосрочных политических решений.
Господин Председатель,
Армения постоянно поддерживает и вносит свой вклад в разработку механизмов предупреждения, в частности, регулярно инициируя резолюции по предупреждению геноцида в Совете по правам человека.
Как нация, пережившая первый геноцид 20-го века и продолжающаяся сталкиваться с отрицанием этого ужасающего злодеяния, Армения вновь подтверждает свою решительную поддержку борьбе против безнаказанности геноцида. В 2016 году будет отмечаться первая годовщина принятой по инициативе Армении резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, по которой 9 декабря отмечается как Международный день памяти и достоинства жертв геноцида.
По мере того как угроза насилия продолжает распространяться в разных частях мира, крайне важно сделать наши совместные усилия для обеспечения мира и безопасности более эффективными. Именно с этим пониманием, Армения принимает участие в ряде миротворческих операций ООН или проходящих под мандатом ООН, таким образом внося свой активный вклад в дело построения международного мира и безопасности. Как отметил помощник Генерального секретаря ООН, «поддержка Армении важна не только в контексте ее вклада, но и для армянской истории и преодоленных в ее ходе вызовов». Действительно, история учит нас, что безопасность одного тесно связана с другими.
Господин Председатель,
В этом году отмечается 50-ая годовщина принятия Международного пакта о гражданских и политических правах, а также 30-ая годовщина Декларации о праве на развитие. Эти важные документы провозглашают, что «все народы имеют право на самоопределение. В соответствии с этим правом они свободно определяют свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Широко известно, что Устав ООН подчеркивает уважение к принципу равноправия и самоопределения народов в качестве целей этой организации.
Агрессивный военный ответ государства на мирные устремления народов к осуществлению своего права на самоопределение лишь узаконивает подобное стремление и лишает агрессора любых притязаний на власть над этим народом. Эксперт ООН по поощрению демократического и справедливого международного порядка справедливо отметил, что вместо того, чтобы воспринимать самоопределение как источник конфликта, вооруженный конфликт следует рассматривать как следствие нарушения права на самоопределение.
Азербайджан упрямо отказывается признавать право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. В рамках азербайджанской политики этнических чисток и агрессии, начиная с конца 1980-х и начала 1990-х годов армяне подверглись бойне и были изгнаны из своих домов. Лауреат Нобелевской премии мира Андрей Сахаров назвал это угрозой нового геноцида армянского народа.
В этом году в начале апреля грубейшим образом нарушив соглашение о прекращении огня, Азербайджан развязал еще одну крупномасштабную агрессию против Нагорного Карабаха, без разбора беря на прицел гражданскую инфраструктуру и население. Среди жертв были 12-летний мальчик и 92-летняя женщина. Взятые в плен трое солдат вооруженных сил Нагорного Карабаха были обезглавлены в стиле ДАИШ, что впоследствие было продемонстрировано в городах и селах и распространено посредством социальных сетей. Кроме того, лидер Азербайджана публично наградил исполнителей этого преступления. В ходе обмена телами погибших между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, осуществлявшегося при посредничестве Международного комитета Красного Креста, было зарегистрировано, что на телах, переданных с азербайджанской стороны, были неоспоримые следы пыток и глумлений. Подобные зверства выходят за рамки элементарных норм цивилизованного мира и представляют собой вопиющие нарушения норм международного гуманитарного права.
Апрельская агрессия серьезно подорвала мирный процесс. Для того, чтобы восстановить доверие к мирному разрешению конфликта должны быть предприняты меры для предотвращения применения силы и создания благоприятных условий для продвижения мирного процесса. Это было главной целью двух саммитов на высшем уровне по Нагорному Карабаху, состоявшихся в Вене в мае и в Санкт-Петербурге в июне. Прежде всего, необходимо осуществить то, что было особенно подчеркнуто и согласовано на этих саммитах на высшем уровне: во-первых, полноценное соблюдение трехсторонних бессрочных соглашений о прекращении огня 1994-1995 гг.; во-вторых, создание механизма по расследованию нарушений режима прекращения огня; в-третьих, расширение полномочий личного представителя Действующего председателя ОБСЕ.
Несмотря на все препятствия, народ Нагорного Карабаха сумел защитить себя и создать свободное и демократическое общество.
Армения вместе со странами-посредниками - Россией, Соединенными Штатами и Францией - сопредседателями Минской группы ОБСЕ, продолжит работать в направлении исключительно мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Сопредседатели предложили достаточно цивилизованную формулу для урегулирования - бюллетени вместо патронов. Предложение, представленное президентами стран-сопредседателей Минской группы, предусматривает определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем юридически обязывающего волеизъявления его населения. Менталитет, который поддерживает средневековое варварство, свидетельством чего мы стали в апреле, вряд ли может принять цивилизованные подходы современного мира.
Господин Председатель,
Армения приветствует включение Венской программы действий для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю в «Повестку 2030» в качестве важного шага по продвижению устойчивого и инклюзивного развития. Для обеспечения результативной реализации Венской программы действий и ее включения в наши работы, правительство Армении недавно одобрило Национальную стратегию по ее реализации. Мы осуждаем политику, которые предусматривают односторонние экономические меры в качестве инструмента политического давления.
«Повестка 2030» вновь подтверждает, что подобные меры наносят ущерб устойчивому развитию. Осуществляемая Турцией в отношении Армении односторонняя сухопутная блокада является серьезным нарушением международного права. Это продолжает серьезно тормозить региональные транзитные коммуникационные пути, экономическое сотрудничество и интеграцию.
Господин Председатель,
Армения признает и приветствует центральную роль ООН в имплементации новой долгосрочной повестки. Мы не недооцениваем вызовы, с которыми сталкиваемся мы все, и одновременно нам не следует преуменьшать возможности. Спустя более чем семь десятилетий мы должны продемонстрировать ту же проницательность и видение для защиты будущего этой Организации и обеспечения наилучшего возможного будущего для народов Объединенных Наций. Армения полностью привержена этим целям.
Спасибо.