«Арменпресс» публикует статью депутата Национального Собрания РА от Республиканской партии, руководителя делегации НС РА в Парламентской Ассамблее ОБСЕ, председателя партии «Национальное Единение» Арташеса Гегамяна.
КРИК ДУШИ
Слушал, слушаю и буду слушать,
Видел, вижу и буду видеть,
Ненавидел, ненавижу и буду ненавидеть,
Любил, люблю и буду любить,
Созидал, созидаю и буду созидать,
Пил, пью и буду пить,
Говорил, говорю и буду говорить,
Жил, живу и буду жить.
Академик Сергей Амбарцумян
г. Ереван, 13.09.2016
Завершились основные торжества по случаю 25-летней годовщины независимости Республики Армения. Их заключительным триумфальным аккордом стал захватывающий душу и сердце грандиозный праздничный концерт «Поколение Независимости», который состоялся 21 сентября 2016 г. в Спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна. Запомнится и выступление Президента Армении Сержа Азатовича Саргсяна по случаю Праздника Независимости, в котором были и слова, обращенные непосредственно нам, представителям старшего поколения. Вот что, в частности, сказал Президент РА: «Поколение независимости в нашей стране имеет высокие критерии и высокие требования. Имеет также недовольство, а это недовольство – важный компонент прогресса. Представляете, что было бы, если бы они были довольными и удовлетворенными?! Они негодуют, жалуются, критикуют и требуют, потому что хотят жить в лучшей стране. Хотят жить в свободной, более законной, более благополучной стране. Они не позволяют представителям старшего поколения утратить бдительность, тем самым стимулируя темпы реформ». Трудно не согласиться с этим выводом, более того, осознание своей личной ответственности за судьбу Родины побудило меня еще раз проанализировать, чем вызвана актуальная необходимость создания новой модели экономического роста. Так, еще 30 мая т.г. Государственное информагентство «Арменпресс» опубликовало статью – «Арташес Гегамян: Нужна новая модель экономического роста». Приведенные в ней доводы о необходимости перехода к новой модели экономического роста как моими коллегами, так и представителями научных кругов, экспертного сообщества и государственных структур не были оспорены. Более того, появились и другие публикации с обоснованиями актуальности этой задачи. При этом, естественно, что напрашивается вопрос: а какая модель экономического роста востребована для экономики РА?
Понимая всю ответственность поставленной задачи, мне пришлось ознакомиться с множеством докладов и научных статьей, монографий о стратегиях инклюзивного роста. Что же понимать под определением «инклюзивный рост»? Так, Всемирный банк определяет инклюзивный рост как высокий и устойчивый (важное условие сокращения бедности и ее последствий), широко распространенный во всех секторах экономики, вовлекающий значительную часть трудовых ресурсов и характеризующийся равенством возможностей в доступе к рынкам и ресурсам. Причем в данном определении приоритетное место отводится обеспечению продуктивной занятости для всех групп населения. Несмотря на разные подходы и рекомендации, содержащиеся в этих публикациях, в них четко обозначались условия, необходимые для создания благоприятной среды, способствующей обеспечению экономического роста, как-то: прочные институциональные основы, на которые опирается экономика, определяющие права собственности, обеспечивающие исполнение контрактов, формирующие базу для крупных инвестиций, конкуренции, перемещения ресурсов, для социальной защиты, справедливости и инклюзивности. Отметим, что для Армении, где уровень бедности составляет 30 %, обеспечение инклюзивного роста имеет принципиально важное значение, тем более с учетом того, что безработица в стране превышает 17 %, а число пенсионеров на конец 2015 г. составило 463471 человек, более 200 тысяч граждан РА являются инвалидами. Так каковы же ключевые моменты в определении инклюзивного роста? Думается, что применительно к Армении можно выделить следующие: сокращение неравенства и бедности; всестороннее развитие человеческого капитала; важность активного привлечения широких слоев населения в экономической жизни, которые обеспечат получение выгоды, особенно детьми, женщинами и пенсионерами; бережное использование природных ресурсов и защита окружающей среды. К примеру, бережное использование природных ресурсов для РА уже является вопросом первостепенной важности. Чтобы убедиться в этом, приведем некоторые статистические данные. Так, в 2014 году было экспортировано 185089,4 тонны медной руды на сумму 235,872 млн. долл., в 2015 году – соответственно 309183,7 тонны (рост в сравнении с 2014 г. составил 167 %). В то же самое время выручка составила 316,636 млн. долл. (рост – 134,24 %). То есть имеет место опережающий темп роста производства над темпом роста финансовых поступлений от реализации экспортированной продукции. Рост экспорта молибденовой руды в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составил 106,6 %, в то время как выручка в 2015 г. составила лишь 65,9 % от показателя предыдущего года. Такая же тенденция наблюдается в экспорте руды драгоценных металлов. В 2014 г. было экспортировано 5802,4 тонны драгоценных металлов, а в 2015 г. – 6497,0 тонн (рост – 111,97 %) при этом выручка упала с 32 млн. 718,5 тысяч долл. до 31 млн. 561,9 тысяч долл. (или 96,46 %). То есть в условиях снижения мировых цен на данную экспортную продукцию владельцы крупных предприятии горнорудной промышленности, имеющие монопольное положение в РА, с целью сохранения и максимизации получаемой прибыли беспощадно эксплуатируют природные ресурсы Армении. Такой подход является классическим примером экстрактивного экономического института – то есть в горнорудной промышленности Армении действия их владельцев направлены на выжатие максимального дохода из эксплуатации природных недр, изъятие богатств и ресурсов в основном в пользу небольшой группы людей. Где же выход из подобной ситуации?
Так, еще в 2008 году авторитетная Комиссия по росту и развитию при поддержке правительственных учреждений Нидерландов, Швеции, Австралии, Великобритании и Всемирного Банка опубликовала доклад «The Growth Report. Strategies for Sustained Growth and inclusive Development» – Доклад о росте: Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития (далее Доклад), в котором обобщен совокупный опыт экономического роста и развития в странах с душевым доходом на уровне стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР). Выбор стран, опыт которых стал предметом изучения, был далеко не случаен. За последние 30 лет число людей, живущих в быстро развивающейся среде или в странах с душевым доходом на уровне стран ОЭСР, увеличилось в четыре раза – с одного до четырех миллиардов человек. Авторы доклада склонны думать, что впервые в истории у значительной части человечества появляется разумный шанс улучшить качество жизни и возможности созидания. Доклад нацелен на оказание методической помощи всем заинтересованным странам для реализации этой надежды. Есть немало и других заслуживающих внимание исследований на тему устойчивого роста экономики в условиях глобализации. Так, объяснению различий в экономическом и социальном развитии различных государств и факторов, способствующих либо препятствующих экономическому росту и накоплению достатка, посвящена книга Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона «Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты» (англ. Why Nations Fail. The Origins of Power, Prosperity,and Poverty), написанная в 2012 г. В книге, которая стала бестселлером, авторы убедительно показывают, что экономический успех той или иной страны зависит от институтов – правил, по которым работает ее экономика, – и стимулов, которые получают ее граждане. При этом особо подчеркивается, что успеха добиваются страны, где функционируют инклюзивные экономические институты. «Они разрешают, и, более того, стимулируют участие больших групп населения в экономической активности, а это позволяет наилучшим образом использовать их таланты и навыки, при этом оставляя право выбора – где именно работать и что именно покупать – за каждым отдельным человеком. Частью инклюзивных институтов обязательно являются защищенные права частной собственности, беспристрастная система правосудия и равные возможности для участия всех граждан в экономической активности: эти институты должны также обеспечивать свободный вход на рынок для новых компаний и свободный выбор профессии и карьеры для всех граждан», – убеждены Аджемоглу и Робинсон. Применительно к Армении это надо понимать как необходимость создания благоприятной среды, способствующей всемерному развитию малого и среднего бизнеса (далее МСБ). Справедливости ради отметим, что за последние годы в РА проведена определенная работа по поддержке МСБ. Этому, в частности, способствовало повышение вдвое планки по выплатам налога с оборота, что позволило большому числу субъектов МСБ воспользоваться льготным налоговым режимом. Вместе с тем все еще велики риски закрытия малого и среднего бизнеса, которые во многом обусловлены ограниченными возможностями конкуренции, недостатком финансовых ресурсов, их нерациональным использованием и проблемами, связанными с управлением МСБ. Так, согласно исследованию USAID на тему «Финансы для экономического развития» около 50 % действующих в Армении субъектов микро-, малого и среднего бизнеса не имеют доступа к финансовым средствам. При этом, согласно исследованию «Комплексное исследование ситуации МСБ» около 69 % представителей МСБ не довольны доступностью к финансовым ресурсам. И это в условиях, когда на конец декабря 2014 г. удельный вес неработающих активов коммерческих банков составил 6.15 %. Эта тенденция продолжается до сих пор: в декабре 2015 г. этот показатель составил 6.98 %, а на конец июня т.г. – 8.42 %. Особо следует отметить и то обстоятельство, что развитию МСБ отнюдь не способствует система государственных закупок, которая не способствует широкому участию малых и средних предприятий в тендерах на внутреннем рынке, а наличие монополей и олигополий во внешней торговле делает невозможной интернационализацию МСБ, то есть внешнеторговую деятельность, выход малого и среднего бизнеса за пределы РА и налаживание работы на внешних рынках. Сказанное можно подтвердить множеством официальных статистических данных, но, думается, в этом нет необходимости, так как очевидно, что давно назрела необходимость выработки Государственной политики поддержки МСБ (далее Государственной политики). При этом стержневой основой этой политики должна стать доступность финансирования МСБ. К примеру, в США, Великобритании, Словакии, Словении, Чили и ряде др. стран практикуется увеличение объемов поддержки в виде гарантий по кредитам МСБ. В Канаде, Нидерландах, Дании предоставляются особые льготные условия по гарантиям для старттап-бизнеса. В Финляндии, Новой Зеландии, Испании широко практикуется увеличение государственных гарантий по экспортным операциям; в Венгрии, Сербии, Корее, Чили и др. – увеличение доли прямого финансирования МСБ; в России, Португалии, Венгрии, Турции, Великобритании и др. – субсидирование процентных ставок кредитования малого и среднего бизнеса. К числу мер по поддержке МСБ в отдельных странах относятся также широко применяемые налоговые льготы, отсрочки платежей, финансирование Центральными Банками кредитных организаций, обслуживающих МСБ.
Важной слагаемой Государственной политики поддержки МСБ (далее Государственной политики), ее приоритетной целью должно стать создание новых предприятий, поддержка инноваций и использование новых технологий, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции, создание новых рабочих мест. Подробная детализация инструментария реализации Государственной политики должна быть учтена и отражена в обсуждаемом в Национальном Собрании Налоговом кодексе РА.
Прочитав вышеизложенное вполне ожидаемо, что может возникнуть вопрос: а насколько политическая система РА будет способствовать или, по крайней мере, не препятствовать развитию инклюзивных экономических институтов? Отметим, что в декабре 2016 г. принятием новой Конституции РА был осуществлен переход от президентского правления к парламентскому. Это создало благодатную почву для повышения роли и значимости политических партий в политическом процессе, формализовав их участие в формировании правительства страны. То есть мы вправе утверждать, что с переходом на парламентскую форму правления в Армении созданы все предпосылки для распределения власти между разными политическими силами и группами в обществе, что, в свою очередь, ограничивает все эти группы в применении этой власти, порождает плюралистическую политическую систему. В этой связи хотелось привести цитату из вышеупомянутой книги Аджемоглу-Робинсона: «Мы будем называть инклюзивными политические институты, которые являются одновременно достаточно плюралистическими и централизованными… Инклюзивные политические институты, распределяя власть среди широкого круга лиц, будут неизменно разрушать основу таких экономических институтов, которые поддерживают экспроприацию ресурсов у большинства населения, создают барьеры для входа новых игроков на рынок и в целом ограничивают круг бенефициаров рыночной экономики узким кругом властных элит».
С учетом вышесказанного хочется надеяться, что формируемое новое правительство РА осмыслит слова из выступления Президента РА от 21 сентября т.г. по случаю Праздника Независимости: «Сегодня наша страна вступила в новый, ускоренный этап реформ. Это не просто кадровые перемены, как думают некоторые. Это системные перемены, в результате которых мы будем иметь качественно новое государство».
А качественно новое государство возможно будет созидать в двуединстве инклюзивных политических и экономических институтов, между которыми существует сильная синергия, которая способна разорвать гордиев узел засилья монополий и олигополий, будь то в сфере производства, будь то в торговле, как во внутренней, так и во внешней. От того, насколько правительство РА сумеет воспользоваться конституционно заложенными и реально формирующимися инклюзивными политическими институтами для создания инклюзивных экономических институтов, зависит его адекватность задачам, выдвинутым Президентом РА Сержем Азатовичем Саргсяном.
P.S. Размышляя о новой модели экономического роста Армении, я невольно, будучи быть может под неизгладимым впечатлением от праздненств в связи с 25-летием Независимости Республики Армения, проникся глубокой верой в успех предстоящей трудной, но благородной работы по созиданию нового армянского государства. Для этого, на мой взгляд, в республике имеются все предпосылки. Не воспользоваться ими не простится нам ни историей, ни Поколением Независимости – главного завоевания суверенной, уверенно смотрящей в будущее Республики Армения.
АРТАШЕС ГЕГАМЯН,
Депутат Национального Собрания РА от Республиканской партии,
Руководитель делегации НС РА в Парламентской Ассамблее ОБСЕ,
Председатель партии «Национальное Единение»