“Во мне два лица и два сознания. Первое – я живу в Турции, я гражданин Турции. Второе – я армянин”, - так говорил о себе великий армянин, посвятивший всю свою жизнь и деятельность заживлению исторических ран, нанесенных Армении Турцией и нормализации отношений между двумя странами и народами. Сегодня ему исполнилось бы 62 года. Всю свою сравнительно недолгую жизнь он боролся за разрушение турецких стереотипов на Армянский вопрос и заплатил своей жизнью за мечту видеть Турцию демократической и искренней. После его убийства прошло 9 лет и хотя его мечты пока не стали явью, его жизнь и смерть открыли в Турции новый путь для вопросов и поисков ответов на них.
Апологет нормализации армяно-турецких отношений
При жизни Динк был уверен, что нормализация армяно-турецких отношений – веление времени и она должна произойти обязательно. Он говорил: “ Сколько бы националисты с обеих сторон не избегали совместного употребления слов “армянин” и “турок”, все равно, судьба свела оба народа в этом географическом регионе, обрекла на жизнь по соседству. Альтернативы этому нет”. Он был уверен, что проблемы между двумя нашими народами не могут быть решены третьей стороной. Он так говорил об обсуждении Армянского геноцида и резолюциях по нему, принятых в парламентах разных стран: “Разве наша реальность станет таковой только после ее принятия посторонними? Успокоится ли наша душа, если наша реальность будет и дальше оставаться темой обсуждения государств, ставших свидетелями нашей трагедии, оставаться между справедливостью признания и несправедливостью отрицания? Сможет ли их проржавевшая совесть очистить наши сердца? Пусть наша реальность останется нам, а их ржавая совесть – им”. Он был убежден – только диалог сможет растопить лед между нами и способствовать нашему общению, причем общение должно быть не только на официальном уровне, но и дОлжно способствовать народной дипломатии.
Не разрешать вопросы истории, а понять их
Грант Динк считал, что обсуждение вопросов истории является глявным препятствием для нормализации отношений. Он был уверен,что Турции нужны время и усилия для понимания истории, так как перелом в сознании и его преобразование за один день невозможны. “Сегодня перед Турцией стоит не проблема отрицания или признания. Перед ней стоит проблема осознания. Важно, чтобы турецкое общество пришло к пониманию исторической реальности. Это возможно только развитием демократии в Турции”, - говорил Грант Динк, считая, что десятилетиями находящийся под потоком дезинформации турецкий народ испытывает настоятельную необходимость в санации.
Белый голубь Турции
Грант Динк жил в Турции, но никогда не считал себя чужаком. Как настоящий гражданин, он до конца боролся за более демократическую и прогрессивную Турцию. Когда турецкие националисты сыпали угрозами в его адрес и многие советовали ему покинуть Турцию и переехать на родину, в Армению, Динк возмущенно отвечал, что он и живет на родине. “Это моя страна, - повторял он и добавлял: – Да, мы, армяне, хотим вновь стать хозяевами нашей земли, потому что здесь наши корни. Но не беспокойтесь, мы не собираемся забрать их и уйти – мы хотим вновь врасти в нее”.
Динк прожил жизнь с наивной верой голубя и искренним убеждением, что в этой стране голубей не стреляют… И погиб от руки убийцы, не имевшего мужества посмотреть ему в лицо, и лишь после трех выстрелов в спину прокричавшего: “Гявур”. Он убил, потому что его руку направляла многовековая ненависть пришлых турок к настоящим хозяевам этой земли, тем самым причислив “белого голубя” Гранта Динка к полутора миллионам жертв Геноцида.
Подготовила Аракс Касьян