Конфронтация Иран-Саудовская Аравия маловеоятна, однако военные действия на территории третьих стран возможны. В частности, силы Ирана и Саудовской Аравии могут столкнуться на территории Сирии с целью уточнения зон влияния. Подобное мнение в беседе с «Арменпресс» выразила ирановед Гоар Искандарян.
- Саудовская Аравия казнила 47 человек, в том числе, шиитского проповедника Нимра аль Нимра. Какие задачи преследует Саудовская Аравия подобными действиями? Некоторые из казненных были в заключении уже несколько лет. Почему их казнили именно сейчас?
-Прежде всего, не хотела бы подчеркивать суннитско-шиитские проблемы, которые являются религиозной подоплекой данных процессов. Здесь пытаются решить геоплитические задачи, причем, и Иран, и Саудовская Аравия. Иран и Саудовская Аравия уточняют зоны влияния. Эта проблема наличествует еще с 70-х. Склонна думать, что это вопрос уточнения зон влияния. При этом пытаются сдобрить проблему религиозным фактором в рамках политического ислама, увеличивая при этом число своих сторонников – как сунниты, так и шииты.
-В этом процессе Саудовская Аравия пытается сплотить своих союзников; насколько ей это удается, и как это повлияет на Иран?
-Прежде всего, считающиеся союзником Саудовской Аравии номер один США, строжайше осудили этот шаг. Генсек ООН Пан Ги Мун также осудил казнь 47 человек, так что союзники не особо поддержали в этом Саудовскую Аравию. Конечно, некоторые страны объединились вокруг Саудовской Аравии, однако и здесь есть столкновение интересов. Тот же Бахрейн боится стиля действий Ирана. Мы знаем, что еще с 80-х Иран, используя активность шиитов, пытается распространить в регионе свои идеалы. То есть, этот страх стал основанием для объединения некоторых арабских стран вокруг Саудовской Аравии – против Ирана.
-Можем ли мы говорить о некотором положительном сдвиге в отношениях ИРИ-Запад как о факторе, породившем обеспокоенность в арабских странах и в регионе в целом?
-Можем сказать, что возрастание роли Ирана обеспокоило Саудовскую Аравию и ее союзников. Они прекрасно видели, что 20-летняя изоляция Ирана сделал его роль в регионе как-бы второстепенной. Сегодня ситуация изменилась, и Иран выходит на передовые позиции. Запад четко отметил, что некоторые проблемы в регионе, в том числе, в Сирии, Йемене, Афганистане, Ираке невозможно решить без участия Ирана. То есть, Иран стал одним из серьезных игроков в регионе, что обеспокоило Саудовскую Аравию и Турцию, а также некоторые арабские страны. Намечается попыка создания антииранской коалиции.
-Насколько далеко может зайти эта напряженность?
-Не думаю, что дело дойдет до войны. Вряд ли состоится конфронтация Иран-Саудовская Аравия, однако военные действия на территории третьих стран возможны. В частности, силы Ирана и Саудовской Аравии могут столкнуться на территории Сирии с целью уточнения зон влияния. В цифрах, ВС Ирана - 500 тысяч человек, а Саудовской Аравии - 200 тысяч человек. Конечно, к саудитам могут присоединиться другие страны, однако, если к 500 тысячам иранских ВС прибавить 800 тысяч басиджей, то картина изменится. Другими словами, басиджи – это ополчение.
-Каким может быть косвенное воздействие этих процессов на регион, в частности, на Армению? Как мы знаем, у Армении есть определенные ожидания экономического плана в связи с Ираном. Насколько возможна приостановка этих программ в связи с напряженностью в регионе?
-Вне сомнений, что регион политически всколыхнется. Армения пока не ощущает это влияние. Единственная проблема, что в антииранской коалиции прямо или косвенно будет участвовать и Азербайджан, и напряжение будет ощутимо и на Кавказе. Слияние Азербайджана и Турции против Ирана очевидно. Думаю, Армения и РФ попытаются смягчить ситуацию на Кавказе.
Что касается экономических процессов - не думаю, что возникнут проблемы. Программы Иран-Армения не требуют значительных финансовых вливаний. Думаю, Иран их осуществит.
Анна Гзирян