Накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Армении на конец 2014 года оценены на уровне $106 млн. Как сообщает Арменпресс, об этом говорится в докладе Евразийского банка развития (ЕАБР) «ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций».
Согласно новому докладу исходящие прямые инвестиции компаний из стран ЕАЭС поступательно росли до 2013 включительно, но теперь стагнируют. С 2008 по 2014 годы объем накопленных прямых инвестиций стран ЕАЭС в Евразии увеличился на $38 млрд и составил в конце 2014 года $71 млрд. Компании региона ЕАЭС поддерживают свою инвестиционную активность, концентрируя основной объем ПИИ в европейских государствах.
«Страны Европейского союза основные получатели российских прямых инвестиций. По итогам 2014 года на них пришлось почти 58% аккумулированных российских прямых капиталовложений в Евразии за пределами СНГ и Грузии. Российские прямые инвесторы увеличили за год свое присутствие в странах Европы более чем на 9%, а на Ближнем и Среднем Востоке – на 1%. Наибольшую роль в общем объеме ПИИ российский капитал играет в Ираке, Бангладеш, Сербии, КНДР, Эстонии, Латвии, Боснии и Герцеговине, Болгарии, Турции и Пакистане», - отмечается в докладе.
Что касается зарубежных инвестиций Армении, Кыргызстана и Таджикистана, то объективных предпосылок для их ощутимого роста нет. Как правило, выделяют три основных источника зарубежной экспансии — появление дочерних структур у крупных национальных частных ТНК, прямое или опосредованное (через подконтрольные компании) участие государства в осуществлении ПИИ, вывоз капитала в форме прямых инвестиций физическими лицами без смены ими гражданства. В случае названных выше трех стран СНГ не действует ни один из факторов. Так, в среде национального бизнеса практически отсутствуют крупные компании с конкурентными преимуществами, позволяющими внедриться на рынки стран дальнего зарубежья. При этом государство, стремясь ускорить развитие экономики, проводит целенаправленную политику создания положительного баланса трансграничных потоков капитала.
Что касается инвестиций физических лиц, то, согласно докладу, и Армения, и Кыргызстан, и Таджикистан — типичные страны эмиграции, причем состоятельные граждане этих стран, покупая зарубежную недвижимость, обычно стремятся получить и местное гражданство. Например, в базе данных МПИ-Евразия выявлено лишь три проекта с ПИИ Армении. Крупнейший из них связан с покупкой бизнес-структурами Г. Царукяна отеля в Латвии, закрытого позднее на реконструкцию. Второй по значению и крупнейший в промышленности армянский инвестиционный проект — в производстве кондитерских изделий в Чехии — осуществили бизнес-структуры Г. Аветисяна.
По данным МВФ, в конце 2013 года самые значительные накопленные ПИИ Армении за пределами СНГ были в Китае, но и там они составили лишь $10 млн. Еще $2 млн армянских ПИИ международная статистика отразила в Таиланде и по $1 млн — в Италии, Литве и Македонии. В базе данных МПИ-Евразия выявлено три проекта с ПИИ Армении. Крупнейший связан с покупкой в 2012 году бизнес- структурами Г. Царукяна отеля в Латвии за $60 млн, однако в 2013–2015 годах отель был закрыт на реконструкцию. Дополнительные инвестиции в ремонт могут составить $30 млн, так что пока накопленные ПИИ Армении на конец 2014 года оценены на уровне $106 млн. Второй по значению и крупнейший в промышленности армянский инвестиционный проект — в производстве кондитерских изделий в Чехии — осуществили бизнес-структуры Г. Аветисяна. В 2003 году в Моравско-Силезском крае была создана фирма MIKO International (с 2014 года Marlenka International), в 2009 году было закончено строительство нового производственного комплекса, а в 2014 году запущена вторая очередь фабрики. Совокупные инвестиции составили $20 млн.
Авторы доклада отмечают, что в Армении также разрабатываются дорогостоящие проекты с иранским участием в электроэнергетической отрасли, а именно — Мегринская ГЭС на реке Аракс и линия электропередачи Иран — Армения, однако их осуществление затруднено из-за нехватки средств у иранских инвесторов.