Турция давно стремилась провалить антитеррористическую операцию России в Сирии, периодически искала разные поводы и обвиняла ВВС РФ в нарушении воздушной границы, однако российская сторона своими грамотными шагами обосновывала, что ее действия направлены исключительно на поражение позиции террористической организации «Исламское государство», и все турецкие обвинения о нарушении границы необоснованны.
Уничтожением 24 ноября на территории Сирии российский военный самолет Су-24 Турция решает несколько задач. Во-первых, с начала уже длящейся почти пять лет сирийской войны много говорилось о том, что Турция играет огромную роль в обострении ситуации, предоставлении вооружения повстанцам, подготовке террористов. Таким образом, Россия могла бы спутать карты Турции, тем более, что ответные действия ИГ и начавшиеся в мире теракты не напугали Россию, не принудили ее остановиться, а, наоборот, некоторые европейские страны пошли на более решительные шаги и сделали необходимость совместной борьбы России и Запада с терроризмом более очевидным.
Другим важным фактором является то, что Турция, которая имеет множество проблем, находится на грани внутреннего кризиса, пытается понравиться Западу, заявив спустя короткое время после крушения самолета, что вопрос был перенесен в НАТО и ООН, фактически еще более обостряя бескомпромиссную позицию США и некоторых европейских стран по антитеррористическим действиям России.
Стороны, тем не менее, не спешат давать оценки тому, как повлияет данный инцидент на двусторонние отношения. Очевидно, что разногласие между Турцией и Россией по геополитическим вопросам все более углубляется. Для РФ становится однозначным то, что в борьбе против терроризма она в лице Турции не может иметь союзника. Более того, нужно быть осторожным: Турция не упустит возможность еще раз представить Россию в неблагоприятном свете перед НАТО и ООН.
Нане Арамян