Министр иностранных дел РА Эдвард Налбандян дал интервью газете «Аравот». «Арменпресс» представляет интервью полностью, которое распространила пресс-служба МИД РА.
- Господин министр, после визита министра иностранных дел РА не перестают публикации о том, что визит был связан с какими-то компромиссами по конфликту НКР. В частности, российская газета «Коммерсант», ссылаясь на источник, близкий к переговорному процессу, сообщает, что одним из целей визита является именно это. Можете уточнить, обсуждался ли данный вопрос во время встречи? Если да, то в каком контексте?
- Я предпочитаю не комментировать слухи, которые не имеют никакого отношения с действительностью. Те, кто распространяет такие слухи, напоминают известную поговорку: слышали звон, но не знают, откуда он.
Во время совместной пресс-конференции с министром иностранных дел РФ мы представили те темы и сферы, которые обсуждались. В том числе и мирное урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта. Как известно, Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, и мы высоко ценим усилия всех сопредседателей для мирного урегулирования конфликта. С Сергеем Лавровым у нас бывает более десяти встреч за год. Относительно любой из этой встреч пресса может распространить информацию о том, что обсуждались вопросы по мирному урегулированию конфликта, и должен отметить, что в этом есть правда. Этот вопрос всегда остается одним из важнейших.
Другой вопрос, что пресса пытается дать другие, не соответствующие с реальностью окраски, ссылаясь на так называемый близкий источник. Очень трудно понять, на какой источник они ссылаются, если переговоры проводятся на самом высшем уровне и узком формате.
Вообще, я бы посоветовал основываться на официальные заявления относительно таких важных вопросов. Сопредседатели Минской группы сделали 5 заявлений, касающихся урегулорования Нагорно-Карабахского конфликта. Они представили единое целое, а точнее – принципы и элементы, представляющие одно целое, на которых должно основываться решение конфликта. Простое сравнение заявлений сопредседателей и слухов в прессе делает очевидным тот факт, что пресса ошибается. Как вы считаете, что более близко к истине и вызывает доверие? Слухи в прессе или официальные заявления сопредседателей?
Хотел бы также добавить, что никакой вопрос об НКР не может решиться без согласия народа Арцаха.
- Господин Министр, в Армении продолжают обсуждать одобрение доклада британского депутата Уолтера относительно НКР Комиссией Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Какое на самом деле влияние может оказать одобрение доклада?
-Я говорил об этом уже многократно. Позиция Армении полностью совпадает с позицией сопредседателей Минской группы о том, что другие международные организации не должны предпринимать никаких шагов, которые будут препятствовать мирному урегулированию конфликта и которые будут способствовать обострению ситуации.
Азербайджан пытается перевести обсуждения на другие площадки. Однако единственный формат, который имеет мандат международной общественности, это формат Минской группы ОБСЕ.
Личность докладчика также неоднозначна. Известно, что многие годы он был ярким представителем друзей Азербайджана в британском парламенте. А данная группа, согласно публикациям в британской прессе, вдоволь пользовалась финансированием Баку. И, может быть, именно по такого рода причинам и объясняется суета господина Уолтера – состряпать сфабрикованный доклад за два дня до завершения своей миссии в качестве члена ПАСЕ. А каковы мотивы его заинтересованности – оставляю на Ваш суд.
Я бы хотел также напомнить последнее заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ, где по этому поводу сказано, что попытки поменять формат переговоров или создать параллельные механизмы могут навредить переговорному процессу и препятствовать прогрессу урегулирования. Члены ПАСЕ должны со всей серьезностью учесть это предупреждение.
Подобное мнение выразил и министр иностранных дел России в ходе своего недавнего визита в Ереван, отметив, что сопредседатели твердо против того, чтобы в нагорно-карабахском урегулировании вместо последовательного, делового, терпеливого диалога пытались выносить эту тему на различные международные площадки, которые урегулированием не занимаются.
- Гос-н Налбандян, после печального доклада Уолтера, в том же ПАСЕ готовится еще один доклад. Он касается Сарсангского водохранилища и, судя по его названию «Приграничные районы Азербайджана намеренно лишаются воды», можно предположить, что у него также имеется антиармянская направленность. Что Вы скажете по этому поводу?
- Еще в 2013 году азербайджанская делегация в ПАСЕ представила проект резолюции, где жаловалась, что Азербайджан лишен возможности пользоваться водными ресурсами Сарсангского водохранилища. Председатель ПАСЕ тогда принял решение не давать ход этому проекту. В дальнейшем по каким-то причинам в ПАСЕ было принято решение назначить докладчика и исследовать вопрос.
Конечно, никакой документ, касающийся Нагорного Карабаха, не может считаться беспристрастным, если докладчик не посещает Карабах, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией.
Возникает вопрос: как докладчик будет составлять мнение о водохранилище, которого он даже не видел? Власти Нагорного Карабаха всегда выражали свою готовность вместе с Азербайджаном использовать воды Сарсанга. У докладчика ПАСЕ в ходе визита в Арцах была бы также возможность обсудить технические стороны реализации этого предложения с властями Нагорного Карабаха.
В этом смысле примечательно, что докладчик успел уже дважды посетить Азербайджан. А власти Нагорного Карабаха лишь 3-4 дня назад получили из секретариата ПАСЕ письмо с предложением принять докладчика.
Что касается Армении, то руководитель нашей делегации в ПАСЕ еще 3-го августа направила в секретариат ПАСЕ письмо, в котором выразила готовность Армении принять докладчика.
Доклад планируется представить в Комиссии по социальным вопросам ПАСЕ. То есть, изначально было запланировано, что этот доклад не будет носить политического характера, а будет иметь техническую направленность. Армянская сторона многократно призывала докладчика, а это депутат из Боснии и Герцеговины, оставаться в рамках этой логики и не политизировать данный вопрос. Тем не менее, в наспех составленном им на данный момент проекте нашли место искажения, которые противоречат формулировкам, принятым со стороны Минской группы ОБСЕ. От этого доклада пахнет докладом Уолтера.
Так как лоббистские усилия Баку в других европейских структурах проваливаются, такими инициативами Азербайджан пытается хвататься за соломинку.
- Гос-н Министр, президент Азербайджана использовал последние теракты для предъявления очередных обвинений в адрес Армении...
- Для продвижения своих внутриполитических целей руководитель Азербайджана не гнушается пользоваться даже трагедией родных и близких людей, погибших в ходе теракта.
Эти недальновидные попытки делаются также для того, чтобы прикрыть долгосрочные тесные связи Азербайджана с печально известными террористическими организациями, и те факты, что дикие идеологии ДАЕШ (ИГИЛ) и других террористических структур сегодня находят широкую поддержку в Азербайджане, сотни граждан которого пополняют ряды этих организаций. Именно это является предметом серьезной озабоченности международного сообщества, а не голословные обвинения президента Азербайджана.
- Сегодня в Ереване состоялось заседание армяно-американской межправительственной комиссии, а два дня назад прошла первая встреча армяно-американского совета по торговле и инвестициям. Чем объясняется эта активность в армяно-американских отношениях?
- Действительно, с точки зрения армяно-американского дружественного партнерства неделя выдалась активной. Тем не менее, нужно отметить, что эта активность касается не только этой недели, но и наших отношений в целом, которые сегодня находятся на достаточно высоком уровне. В этом плане 2015 год был очень благоприятным, я бы даже сказал в каком-то смысле особенным, учитывая те достижения, которые были зафиксированы за этот период.
Прежде всего, были претворены в жизнь договоренности, достигнутые еще в 2013 году с госсекретарем Керри, и с января вступил в силу новый, облегченный визовый режим, а в мае в Вашингтоне в присутствии Президента Республики было подписано рамочное соглашение по торговле и инвестициям.
Согласно одному из положений этого соглашения именно в Ереване состоялась отмеченная вами первая встреча армяно-американского совета по торговле и инвестициям. Это придает новое качество армяно-американскому экономическому сотрудничеству. Заседание армяно-американской межправительственной комиссии и первая встреча армяно-американского совета по торговле и инвестициям являются логичным завершением года.
В заседаниях участвовали представляющие различные ведомства официальные лица, прибывшие из США, помощник замгоссекретаря США, представители управления торговли США, а также Агентства США по международному развитию. На заседании обсуждались вопросы, имеющие важное значение для экономического развития Армении.
- Господин Министр, октябрь ознаменовался новым стартом в отношениях Армении и Европейского Союза. Несмотря на то, что Вы уже выступали с заявлением по этому поводу, можете рассказать подробнее, о каком временном графике идет речь?
- Армения и Европейский Союз всегда заявляли о своей готовности развивать и укреплять всестороннее сотрудничество между двумя сторонами во всех представляющих взаимную важность сферах.
В ходе саммитов в Вильнюсе и Риге была подтверждена приверженность развитию взаимовыгодного сотрудничества между Арменией и ЕС. 13 октября Европейский совет дал мандат Еврокомиссии для начала переговоров о формировании новой правовой основы для отношений с Арменией.
Что касается графика, то мы обоюдно надеемся, что переговоры начнутся до конца этого года. Полагаю, что основываясь на нашем опыте переговоров с Евросоюзом, у нас есть хорошие предпосылки для того, чтобы и в этих переговорах мы быстрыми шагами продвигались вперед.