Недавно было оглашено решение Европейского суда по длившемуся уже несколько лет делу Перинчека. В армянском обществе решение дало повод противоречивым мнениям, а в Турции было принято с отдельным энтузиазмом. «Aрменпресс» представляет мнение главы делегации Армении в Совете Европы, вице-спикера НС Эрмине Нагдалян.
- Г-жа Нагдалян, какое значение имеет решение ЕСПЧ по делу Перинчека и каким образом оно может повлиять на признание Геноцида армян во всем мире? В конце концов, это для нас победа или поражение?
- Конечно, думаю, что такой ксенофоб и расист, как Перинчек должен был получить достойное наказание, чтобы Европейский суд по правам человека проявил «нестандартный подход» по данному делу, и, принимая во внимание право на свободу слова, суд также принял бы во внимание самое главное право -право на жизнь, даже если оно было нарушено 100 лет назад. Чтобы вспомнил, что безнаказанность этого самого ужасного преступления перед человечеством и породило геноциды в дальнейшем. Однако суд действует в формальных рамках, в рамках данного вопроса, и мы должны понять, на какой вопрос отвечает Европейский суд по правам человека, какую цель преследует, и только потом формировать наше отношение. В нашем обществе существует болезненное восприятие данного вопроса, что не удивительно, так как мы воспринимаем его на эмоциональном уровне. Он воспринимается в рамках «победа-поражение». Я хочу отметить, что выступающие на стороне Армении крупные юристы, такие как Амаль Клуни и королевский советник Джефри Робертсон считают, что это решение в пользу Армении. Думаю, надо понимать, что Армения была вовлечена в это дело, как третья сторона (так же, как и Турция), и ожидала решения, которое не будет содержать формулировок, отрицающих факт Геноцида армян. В данном случае победа или поражение могут относиться лишь к Перинчеку или к Швейцарии. В этой связи очень важно, что Суд не зафиксировал, что конституция Швейцарии не соответствует европейским стандартам по части отрицания геноцидов, или что Перинчек поступил правильно. Суд только сказал, что законодательство Швейцарии применено неправильно по отношению к Перинчеку. Это и есть действительность, которая далека от побед или поражений, в особенности от победы Турции.
В этой связи примечательна единая позиция Азербайджана и Турции по данным вопросам. Скажем, в деле «Чирагов против Армении» мы имеем дело с тем же явлением. Так как и в этом решении ЕСПЧ предложения, вырванные из контекста, хотят представить как желаемое, как победу и удачу. Это одна из форм манипуляций Азербайджана и Турции.
Сегодня Турция по той же схеме пытается использовать решение ЕСПЧ по делу Перинчека, использовать это решение против борьбы за предотвращение геноцидов. Утопающий цепляется за пену, как говорится, так как всем ясно, что на самом деле происходит. Во-первых, 10 из 17 судей Верховной палаты заявили, что темой их обсуждения вовсе не было отрицание или подтверждение факта геноцида, во-вторых, остальные 7 судей заявили, что факт геноцида никогда не ставился под сомнение. То есть, в очередной раз Турция выдает желаемое за действительное.
Думаю, что 2015 год войдет в историю не по делу Перинчека, а по мероприятиям, посвященным 100-летию Геноцида армян и числу тех стран, которые признали геноцид армян во время Османской империи.