Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) 13 сентября отметит праздник Хачверац - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это последний из главных праздников церковного календаря, который знаменует также начало осени. Как сообщает Арменпресс, иерей Петрос Малян сообщил журналистам, что перед праздником начинается недельный пост, а 6 сентября отмечается Масленица Воздвиженского поста.
Петрос Малян отметил, что Крест в древности был орудием мучения, однако после распятия Христа он прекратил означать мучение и стал символом спасения, выражением любви Христа, так как любить – значит также жертвовать, нести лишения. По словам иерея, раньше в праздник Хачверац организовывали паломничества в святыни.
«Это веселый праздник для христиан, в праздничную субботу и воскресенье нужно радоваться, собираться с родственниками вокруг праздничного стола и отмечать», - сказал иерей.
Он отметил, что, к сожалению, в наши дни люди превратили этот праздник в траурный день. «Этот праздник связан с трауром постольку, поскольку после него идет День поминовения усопших. 14 сентября во всех церквях ААЦ проходят молебны за упокой душ всех усопших», - отметил Петрос Малян.
Хачверац отмечается в память о возвращении и прославлении Животворящего Креста Господня. Армянская Церковь отмечает его в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября. Понедельник после праздника – День поминовение усопших.
Согласно преданию, первый епископ Иерусалима Иаков, брат Господа, найдя частицу Древа Креста Христова, высоко воздвиг ее, явив верующим под пение шаракана «Кресту Твоему, о Христос, поклоняемся». Другое предание гласит, что найденный царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) Св. Крест был воздвигнут иерусалимским патриархом Макарием над собравшимися, чтобы они узрели и поклонились ему (326 г.).
В 335 г. император Константин построил на месте погребения Христа храм Св. Воскресения (Сурб Арутюн). Храм был освящен 13 сентября, после чего каждый год стал отмечаться праздник освящения храма, длящийся восемь дней. 14 сентября собирались на Голгофе, где на виду у всех верующих Животворящий Крест воздвигался для поклонения молящихся.
Праздник Воздвижения Креста приобрел еще большее значение после возвращения Св. Креста из персидского плена в первой половине VII века. В 610 году персидский царь Хосров с многочисленным войском напал на Византийскую империю. Воодушевленные первыми победами персы овладели Иерусалимом и захватили Крестное Древо Христа (614 г.). Многие предались огню и мечу или были уведены в плен. Среди них был также патриарх Иерусалима Захария.
После долгих лет войны византийцы, под предводительством императора Ираклия, одержали победу над персами и освободили Св. Крест (628г.). В этих событиях принимали участие и армянские отряды во главе с правителем Византийской Армении Мжежем Гнуни. Освобожденное Древо Креста было торжественно, в сопровождении процессий и служб в церквах, пронесено через Армению в Константинополь, а затем в Иерусалим.
Крест для христиан является гордостью и символом могущества Бога, на котором была пролита невинная кровь Христа. Иисус на Кресте показал Свою безграничную любовь к людям, и Крест для христиан стал залогом надежды, любви и спасения.