Действия, предпринимаемые властями Турции против ИГИЛ – с одной стороны, и внутри страны против Курдской рабочей партии, которую они считают террористической организацией,– с другой, приводят к мысли, что действия Анкары согласованы с США. Об этом в беседе с «Арменпресс» сказал директор Института востоковедения АНА, тюрколог Рубен Сафрастян, детализируя при этом причины внутриполитических событий в Турции и их реальное воздействие на Армению.
-После теракта в Суруче турецкие власти, присоединившись к коалиции, возглавляемой США, проводят активные действия против ИГИЛ, хотя известно, что до этого они поддерживали исламистов, предоставляя им свою территорию для транзита боевиков. Нужно ли верить искренности Турции в борьбе против ИГИЛ?
-Турция проявляет не искренность, а в первую очередь решает свои задачи, поскольку уже 2 года, как Турция пытается установить на границе с Сирией так называемую зону безопасности, оккупировав приграничные районы Сирии. США были против, однако в результате переговоров, которые прошли несколько недель назад, когда в Турцию приехали высокопоставленные представители США, Америка, в конце концов, согласилась, и только после этого Турция решила предоставить свою военную базу в Инджирлике для нанесения ударов по ИГИЛ, вовлекшись тем самым в боевые действия против исламистов.
- С первого же дня турецкие ВВС начали бомбардировать также и курдские позиции, прекратив тем самым перемирие с курдами. В чем причина подобных действий турецкой политической элиты?
-Мы видим, как Турция наносит удары и по курдам, что говорит о том, что турки получили согласие США на такие действия. В списке террористов США наличествует и название Курдской рабочей партии (PKK). Турция наносит удары по позициям этой силы, или же по позициям связанных с нею курдских ополченцев на территории Сирии.
-Какие последствия могут иметь для Турции нестабильная ситуация и отсутствие сформированного правительства в этой стране?
-Дело идет к досрочным парламентским выборам. Если до 23-го августа не удастся сформировать коалиционное правительство, то досрочные парламентские выборы состоятся в ноябре. Эти обстоятельства ставят свою печать на политику Турции, в частности, в курдском вопросе. Дело в том, что в 2013 году турецкие власти пришли к соглашению с Курдской рабочей партией о мирном решении курдского вопроса. В результате была создана небезызвестная Демократическая партия народов, которая, воспользовавшись ситуацией, смогла пройти в парламент. Это было неожиданностью для турецких властей, поэтому они попытаются всячески ослабить позиции ДПН, что и делается, ударяя по РКК, с которой у ДПН есть определенные связи. В последнее время говорилось о том, что турецкие власти попытаются найти предлог, чтобы запретить деятельность ДПН, т.е., внутриполитическая ситуация влияет на позицию Турции в вопросе курдской политики.
-Какие последствия для Армении могут иметь подобные развития в соседней стране?
- Турецкие события не могут отразиться на нас, поскольку они происходят в противоположной стороне страны, т.е., внимание Турции сосредоточено на юге и на ближневосточном кризисе. Это предполагает, что в ближайшее время Турция не проявит дипломатической активности в нашем регионе.
Интервью Анаит Минасян