В Гюмри провели мероприятия в память лиссабонской пятерки. Чтобы прив;ечь внимание мира к проблеме Геноцида армян 32 года назад, в 1983 году, 5 членов Айдата – Ваче Тагян, Седрак Аджемян, Симон Яхниян, Ара Крджян и Саргис Абрамян вошли в турецкое посольство в Лиссабоне. Португальский премьер-министр Марио Суареш дал команду атаковать посольство. Первым от выстрела турецкого солдата погиб 21-летний Симон Яхниян, остальные захватили посольство и устроили там 2 взрыва.
Сам Суареш через год сказал, что он именно тогда впервые узнал о справедливом требовании армян; он не назвал эту акцию терактом, он сказал – кровь, пролитая за справедливое требование.
Многие страны заговорили о Геноциде армян именно после этой акции, однако многие годы мученичество армянских юношейпреподносилось в искаженной форме. И сегодня немногие знают об этом деле, путая его с акциями АСАЛА. По незнанию многие называют это терактом, однако какой это теракт, если жертвами стали только эти люди, и никто другой? Историк Ара Нахшкарян – один из немногих, стал автором книги «Мои друзья из Лизбона», в которой он рассказал о лиссабонской пятерке и их акции 27-го июля 1983 года. Кногу напечатали тиражом в 4700 экземпляров и раздали в 30 странах мира.
По инициативе Ара Нахшкаряна 27-го июля в Гюмри в церкви Св. Ншана состоялась панихида по ним, затем групповую фотографию 5 ребят перенесли на Театральную площадь Гюмри и поставили ее у памятника Ширазу. Именно Шираз в те дни был единственным, кто посвятил ребятам стихотворение «Помните, армяне..».
Весь день прохожим раздавали книги и видеодиски об этой акции.
На мероприятии в Гюмри присутствовали брат и сестра Симона Яхнияна – Заре и Марал Яхнияны. «Ничего не изменилось. Те же чувства. Эта акция была, прежде всего, оправдана ими – они не убили никого, их целью был Айдат. Они подарили жизни нации. Надо взять у них всего одну вещь – быть честными, даже если вы не храбры. Трудно осознанно пойти на смерть»,- сказал в беседе с «Арменпресс» Заре Яхниян, добавив, что пытается воспитать своих детей так, как воспитали их – патриотами, армянами и христианами.
«Когда это случилось, мне было 21, Симону – 20. Мы ничего не знали, Симон был молчалив и замкнут. Это был ужасный день. Ведь это не просто пойти на войну. Удивительна вера в себя, с которой они поднимали вопрос. Сегодян я вижу ребят в каждом арцахском солдате, в каждом воине на границе»,- сказала Марал Яхниян.
Каждый год на кладбище в Бурдж Хамуде (Ливан), где похоронены ребята, проходят мероприятия памяти. В последние годы такие мероприятия проходят и в Армении.
Арменуи Мхоян