Кинорежиссер, сценарист Роман Балаян хочет видеть в своем новом фильме вокалиста рок-группы «Океан Ельзи» Святослава Вакарчука. Он говорит, что его заинтересовало психологическое состояние униженных и оскорбленных, о чем он хочет рассказать языком кинематографа. В последнее время он работает над сценарием, где главная героиня – сумасшедшая. В беседе с «Арменпресс» Роман Балаянговорил о новом сценарии, о Гранте Матевосяне и Параджанове.
Балаян не снимал фильмов уже долгие годы...
У меня есть шаблонный ответ – работаю над собой; у меня уже 2-3 года есть сценарий на 32 страницах, еще 20 страниц я рассказываю всем, но не соберусь их записать. Хочу, чтобы это был фильм широкого проката. К сожалению, кинопроката не существует. Я – не молодой парень, не новичок, чтобы снимать кино на 5 просмотров. Я ненастолько беден, чтобы снимать ради денег. В главной роли я хочу снять вокалиста рок-группы «Океан Ельзи» Святослава Вакарчука. Очень хороший певец. Готовлюсь к осени, спрашиваю, нет ли у него гастролей, он говорит, что освободится весной. Решили, что он даст мне месяц в апреле, и мы начнем съемки.
Хочу поделиться темой: в последнее время меня интересуют бездомные, нищие, сумасшедшие. Хочу снять фильм об униженных и оскорбленных.
Новый фильм – история любви и жизни
Герой фильма проникается симпатией к женщине, не зная о том, что она сумасшедшая, сбежавшая из психбольницы. Зритель смотрит – нормальная женщина, но какая-то странная, только в конце ее увозит больничная машина.
Есть сумасшедшие, которым необязательно пербывать в больнице. В данном случае 3 года назад перевернулась лодка, погибли отец и мать героини, а она выжила, но тронулась рассудком.
Лучшие фильмы, за которые он получил высокие гонорары
Я стал безразличным к кино, последний хороший фильм снял, думаю, в 1987 году - «Филер». Из моих лучших фильмов - «Каштанка», «Бирюк», «Полеты во сне и наяву», «Поцелуй», «Храни меня, мой талисман». Остальное мог и не снимать. За эти фильмы я получил высокие гонорары.
Мечта снять «Буйвол» Гранта Матевосяна
Я познакомился с произведением Гранта Матевосяна, когда один умный грузинский архитектор дал мне книгу «Алхо», и сказал, что Грант Матевосян – гений. В книге были 2 вещи - «Алхо» и «Буйвол». Я прочел «Буйвол» и сошел с ума – мне захотелось снять. Для меня даже хотели создать механического буйвола. Не получилось.
Грант Матевосян – крестный отец
Грант Матевосян и его жена заставили меня креститься. Спрашивали – крещен ли я. Отвечал, что в моем детстве церкви в Арцахе были разрушены, меня взяли в горы, под каким-то камнем чего-то сделали. Решили меня крестить. Хотели в Эчмиадзине, я сказал – для меня это туристический центр. Поехали в Гегард. Прошло очень весело.
Слышал, что здесь хотят открыть музей Гранта Матевосяна. Это тянется уже 3 года. Есть поколение не знающее Гранта Матевосяна. Надо брать в музей школьников, чтобы потом они прочитали Гранта Матевосяна. Я даже придумал скульптуру Гранта Матевосяна и показал его сыну. Сделал один из моих друзей, а придумал я. Если музей откроется, буду настаивать, чтобы скульптуру поставили там.
О современном армянском кино
Сожалею, но я не знаю современного армянского кино. Мне понравился сценарий фильма «Чнчик» Арама Шахбазяна. Надеюсь на него. Знаю интересные документальные фильмы Рубена Геворгяна, Арутюна Хачатряна. Честно – без обид, я вообще не хожу в кино.
Параджанов был гением и в произведениях, и в жизни
Я не хотел с ним знакомиться, видел его фильмы, не заинтересовали, но когда я увидел «Тени забытых предков», то встретился и познакомился с ним. Потом начали дружить. Он считал себя моим учителем – у меня был другой учитель, однако было приятно так его называть. Параджанов был гением и в произведениях, и в жизни – редкое сочетание.
Решили не проходить тюремных университетов Параджанова
Мы тайно поехали в Украину, чтобы навестить его в тюрьме, однако было впечатление, что это он нас навещает. Он был там так свободен. Такой вот образ. Он писал, что каждому из нас желает провести в тюрьме год-другой, поскольку это превосходный университет. Действительно, он смог заняться искусством в одиночестве, без цензуры, начал делать свои коллажи. Арестанты относили ему какой-то мусор, из которого они тоже делали коллажи, писали сценарии. Мы решили не проходить тюремных университетов Параджанова.
Его рост был 1,65, однако когда он шел рядом с кем-то, то казался выше. Его кино понимали не все. Впервые я видел «Саят-Нова» в Киеве, все хвалили; я был молод – сказал, это неудача. Через месяц посмотрел еще раз – попросил прощения. Всегда говорил, что в жизни он был гениальнее, чем в кино... это не так: он гений в кино. Говорит – видишь, как ты вырос.
Роза Григорян