Хранительница армянской живописи в Тбилиси

17.07.2015 09:17


Работы Ирены Огановой – одной из молодых художниц-армянок, живущих в Тбилиси, знакомы многим. Когда я пыталась уточнить ее адрес, то жители соседних зданий на вопрос “Где живет Ирена Оганова?” отвечали: “Девушка,  что создает кукол?”. Ирена не только создает картины и кукольные скульптуры, но и вносит свой вклад в сохранение памяти о выдающихся армянских художников конца 19 и начала 20-го веков. «Арменпресс» представляет интервью с нею.

 

 -У тебя в основном просматривается тема женщин, почему?

-Во первых, потому что я тоже женщина и мне интересно проявление определенных состояний в каком-то образе. Скорее всего, это возможно проявить себя на холсте в каком-то образе. Случайно начала делать куклы. Я любила всякие поделки;  нашлась очень красивая бутылка, для которой я сделала крышку в виде женского лица, а уже из крышки для бутылки начались появляться на свет куклы. У меня бывают периоды, когда я ощущаю себя как театральный художник, ило как живописец, или скульптор. Как живописец я нахожусь в поиске, но в последние годы живопись интересует меня больше. За последние лет 10 работаю с серьезным режиссером - Гоги Тодадзе, который приглашает меня работать над практически всеми своимипостановками.

-Насколько тесно армянские художники Тбилиси общаются друг с другом?

 -На протяжении нескольких лет мы – художники, этнические армяне, общаемся, дружим, нам всегда приятно встречаться, но каждый работает сам для себя, в своем стиле. Конечно, бывают совместные выставки, и плацдармом этого общения послужила инициатива епископа Вазгена Мирзаханяна, главы армянской епархии в Грузии, когда он несколько лет назад попытался в одном месте собрать работы армянских художников Грузии. Но роль этнических армян в развитии грузинского изобразительного искусства небольшая, и сложно сравнить ее с тем, что было в 60-70 годах, тем более, нельзя сравнить с тем, что было в начале прошлого века, когда этнические армяне составляли костяк, который задавал направление в развитии искусства Грузии. К сожалению, ни Бажбеуковых, ни Дилбаряновых сегодня у нас нет, нет мощных фигур и лидеров.

-Почему? Что послужило причиной?

-Трудно ответить, те поколения были более интересными, это поколение имеет меньший потенциал по сравнению с прошлыми. Возможно, в последние годы чего-то не хватает в этой среде, в этом городе.

-Насколько хорошо армянская община Тбилиси знакома с современными художниками армянского происхождения,творящими в Грузии?

-Армянская община по своей численности очень большая - как в Тбилиси, так и в самой Грузии. Но постоянный контакт сохраняют небольшое количество людей. Многие, узнав о выставке, обязательно придут, но из-за большого количества и разбросанности по всем районам им стало труднее сохранять тот тесный контакт, который был в прошлом.

- Весной текущего года под твоим руководством в Тбилиси прошла выставка армянских художников-самоучек, откуда появилась эта идея?

-Я - автор проекта и координатор выставки, но это не первая моя попытка организовать выставку. Первая была три года назад, когда в Национальном музее Грузии прошла выставка армянских художников Грузии. Тогда мы охватили 200-летний период творчества армянских художников  грузинской школы, где представлены художники от Овнатаняна до Гаяне Хачатурян. Вторым моим опытом стала выставка  забытых, к сожалению, армянских художников, которые, несмотря на незаслуженное забытье, представляют большую ценность в исскустве. А на последней выставке мы представили трех художников-самоучек  - Карапета Григорянца, Вано Ходжабекова и Вагаршака Элибекяна. Если Вагаршак Элибекян очень хорошо известен армянской публике, то в Грузии слишком давно не было его выставок,  в Грузии нашлось очень мало картин Элибекяна, смогли найти всего 5 его работ.О Вано Ходжабекове слышали многие, но мало ли кто имел возможность видеть его работы. В основном, они находятся в музеях. А Карапета Григорянца, который практически незнаком армянской публике. В Национальной галерее Армении всего лишь одна из его работ, а в музеях Грузии хранятся более 40 картин. Он никогда не экспонировался, хотя работал параллельно с Пиросмани, и его работы украшали стены кабаков и различных заведений Тбилиси. Все его работы находились в ужасном состоянии, и перед экспозицией представители Национального музея Грузии провели очень серьезную реставрацию, которую спонсировали Министерства культуры Грузии и Армении, а также Епархия армянской апостольской церкви в Грузии и депутат Ашот Арсенян из Национального Собрания Армении. Благодаря выставке нам удалось обнаружить еще 6 работ мастера, которые были в ужасном состоянии и требовали серьезной реставрации. А так как он был еще и писателем, то будет просто замечательно, если нам удастся найти его литературные произведения.

 -Кто посетил выставку?

-Это была очень тбилисская выставка. Карапет Григорянц является продуктом Тифлиса того периода; он родился не в этом городе, но состоялся именно здесь. Работы того же Вано Ходжабекова, который рисовал жанровые сцены, передавая потрясающую мимику лица, создавал потрясающие типажи, и поражаешься тому, что он был самоучкой. Выставка была интересна и для историков и этнографов, так как Вано рисовал такие сюжеты, о которых многие тбилисцы уже позабыли. К примеру, “Танец жениха на могиле родителей”, когда осиротевший парень приходит на могилу родителей перед свадьбой вместе со священником и  друзьями. Там он, танцуя, передает родителям свою радость по поводу женитьбы.

 -Каковы планы на ближайшее будущее?

 -На прошедшей выставке я познакомилась с одной женщиной, представившейся родственницей Мадлен Амирхановой, которая в первой половине прошлого века была ученицей лучших грузинских художников того времени и входила в женскую планерную группу Эллы Ахвледиани. Оказалось, что в этом году ей исполнилось 100 лет. Но к моменту, когда я хотела встретиться с ней, ей нездоровилось. Мне хочется устроить выставку ее работ. В следующем году будет 125-летие Бажбеук-Меликяна, в Тбилиси немало работ этой культовой фигуры. Очень хотелось бы отметить этот юбилей выставкой его картин.

Беседовала Анаит Минасян



Написать нам

Ваше имя*:
E-mail*:
Тема сообщения:
Текст сообщения*:
*- отмечены поля, обязательные для заполнения.

Армянская клавиатура

   
абгдезэытжилхцкhдзкхч

мйншвочпджрсвтRцупк(k')офев