Геноцид армян – тщательно запланированная и изученная реальность, об этом на встрече с журналистами 14-го июля рассказал турецкий режиссер Хаджи Орман. Он привез короткометражный фильм «Homo Politicus», рассказывающий о Геноциде армян. Фильм включен в номинацию «Мы есть» на кинофестивале «Золотой абрикос».
«Рад участвовать в кинофестивале «Золотой абрикос». Это мой первый фильм. Впервые мы показали его на армяно-турецкой киноплатформе»,- сказал Хаджи Орман.
Как передает «Арменпресс» с его слов, фильм показывает встречу Энвера-паши с Иоганнесом Лепсиусом. Лепсиус – влиятельный богослов, выстушпающий от имени немецких миссионеров.
Чтобы прекратить «депортацию» армян, он едет в Стамбул, в военный штаб, где может встретиться с самым влиятельным генералом - Энвером-пашой. Он хочет применить дипломатическое и политическое давление. Энвер-паша с вежливым безразличием остается глух к его доводам. С середины беседа переходит в философское, интеллектуальное русло, напоминающее то шахматы, то бокс. Энвер пытается навязать собеседнику «непристойное предложение»; тот принимает решение и прекращает разговор.
«Встреча длилась час, в фильме – 20 минут. Как достойный человек и друг армян, Лепсиус верил, что может повлиять на Энвера-пашау, однако как человек наивный, он не знал, что Германия сотрудничает с турецким правительством; об этом он узнал позже»,- сказал Хаджи Орман.
По его словам, встреча показывает мотивы, движущие турецким правительством в программе Геноцида.
«Хотел, чтобы люди знали об этом и снял этот фильм. Эта встреча – идея о том, как начинался Геноцид»,- сказал он, подчеркнув, что будет обращаться к политическим темам в своем дальнейшем творчестве.
После учебы в университете Хаджи Орман 10 лет являлся директором фонда BEKSAV (исследования в областях науки, образования, искусства); в то же время он был главным редактором журнала «Sanat and Hayat» (Искусство и жизнь). Дважды подвергался арестам по политическим мотивам, побывал в тюрьме и вышел на свободу. Он подготовил в печать множество книг вместе с Рагобом Зараколу.