Многочисленные армяно-иранские стратегические планы, в частности, строительство железной дороги, не были осуществлены, в основном, по 2 причинам – всемирным экономическим кризисом и санкциями Запада в отношении Ирана.
На вопрос «Арменпресс» иранолог Вардан Восканян ответил, что влияние кризиса слабеет, и если 30-го июня между Шестеркой и Ираном будут достигнуты договоренности, то ослабнут и санкции. «Открытие армяно-иранской железной дороги – стратегический ход для Армении во всех отношениях; очень важно, что таким образом Армения получит доступ к Персидскому заливу»,- сказал Вардан Восканян, добавив, что в этом случае Армения станет также связующим звеном между Черным морем и Персидским заливом. Иранолог подчеркивает, что эта железная дорога выгодна и для Китая, в аспекте построения им Великого шелкового пути. «Мы должны осоьнать важность и безальтернативность армяно-иранской железной дороги. Это должна понять и мировая общественность, особенно, Запад, поскольку дорога поможет преодолеть последствия турецко-азербайджанской блокады»,- сказал Вардан Восканян. Иранолог Гоар Искандарян, в первую очередь, оценивает политическую сторону вопроса. Она не уверена в непосредственном экономическом эффекте от строительства дороги, однако считает это важнейщим политическим шагом.
По ее словам, кроме выхода к Персидскому заливу, Армения сможет установить связи с соседними с Ираном странами; пока политических препятствий для этого проекта она не видит. «Это очень объемная программа, не исключены затруднения в какой-либо стадии. Однако на данный момент политических препятствий для этого проекта нет»,- сказала Гоар Искандарян. Она также отметила важность встречи 30-го июня между Шестеркой и Ираном.
«Стороны желают достичь соглашения, несмотря на то, что Иран заявляет, что это для него не так уж важно. Запад устал от этой проблемы и желает скорейшего его разрешения»,- сказала Гоар Искандарян. По ее мнению, нормализация отношений Запада с Ираном не столько связана с ухудшением отношений с РФ, сколько процессами на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии.