Нарек Ашугатоян предпочитает представляться юристом, любящим культуру. Среди активной молодежи Нарек Ашугатоян, являющийся соавтором движения за сохранение национальных ценностей, более известен как соавтор культурного узла «Цирани». Проект организует многочисленные учебные программы, сотни выпускников которых вносят свой вклад в изучение и сохранение армянских национальных ценностей и культуры. В ближайшие дни в галлерее «Далан» откроется первая выставка Нарека «Масникапатум». «Арменпресс» предлагает поближе познакомиться с деятельностью юриста, любящего культуру и художника Нарека Ашугатояна.
Масникапатум
Это моя первая выставка, у меня нет опыта. Называется «Масникапатум» - составленная из частичек; это – история частичек, каждая имеет свою история, все вместе – составляют отдельную историю. Таким образом я пытаюсь представить отдельные эпизоды из библии, повседневности, или же просто эмоциональные эпизоды. Здесь представлены мои работы за более, чем 10 лет. Некоторые вещи – результат гнева, особенно, ереванские эпизоды. Я подметил – раньше я рисовал в черно-белом, сейчас начали появляться цвета.
Сохранение национальных ценностей
Не представляю, что мог бы заняться чем-то другим, так как этим занимался и мой дед. Я придаю большое значение тому, чем занимался Ованес Шарамберян. Понимаю важность этого дела и пределы своих возможностей.
Ованес Шарамберян
Странно было выявить своего деда. Я не воспринимал его, несмотря на разговоры домашних; когда он умер, я был очень маленьким. Я выявил деда в воспоминаниях чужих людей и в архивах. Я понял, что жизнь коротка, и каждое дело нуждается в продолжателях. Меня впечатлили его труды по сохранению армянских национальных ценностей и культуры. О нем больше всего говорит его работа, число музеев, открытых в Ереване и Дилижане, число выявленных мастеров: сегодняшним языком, он стал их продюсером; умение сохранять равновесие, чтобы не стать в глазах советских властей националистом.
Католике
Я не архитектор, не историк. Раньше я открывал окно и видел здания, теперь – церковь Католике. В Ереване не так много памятников этой эпохи. Я много читал, и начал понимать ряд вопросов – начиная от истории этой церкви и до истории средневекового Еревана. Это была странная среда, что можно видеть из надписей на стенах церкви, в том числе, бытового характера.
Церковь Святой Анны
Я не люблю, когда кто-то творит за счет творчества другого. Например, здесь была церковь, неважно, насколько хороша она была; коммунисты ее разрушили и построили здание. И все это умещается в 100 лет. Затем разрушили здание и построили другую церковь. В функциональном смысле была необходимость в большой церкви, так как люди во время патарага стояли на улице, на солнцепеке. Однако, по моему представлению, церковь могла бы быть более современной, не надо было неумело воспроизводить старые образцы.
Я лично следил за разрушением института языка и фотографировал весь процесс. Значительная часть этого здания была построена из камней старой церкви, хачкары были погружены лицевой стороной в известку.
Грабар
Значение изучения грабара я бы разделил на 2 части – практические знания и эмоциональное состояние, когда ты воспроизводишь текст, который воспроизводили твои предки. В этом есть что-то чувственное; когда ты хочешь познать себя – отходишь назад и общаешься с текстом своих предков. Знание грабара помогает лучше владеть современным армянским, начинаешь употреблять полумертвые или мертвые слова, которые гораздо точнее отображают твои мысли.
Сказаноое – не только филологическая проблема, это касается культурного пласта, поскольку на грабаре не только церковные тексты, но и история, поэзия, литература, медицина.
«Цирани»
ООО «Цирани» я основал вместе со своим другом, тогда он был саркавагом Татулом, сейчас – отец Григор Амбарцумян, член монашеского ордена Эчмиадзина. Мы хотели внести в окружение культурологические изменения. Начались курсы, лекции, семинары. К нам присоединились новые люди, новые идеи. За 8 лет осуществлено множество проектов – сохранение памятников, преподавание грабара, он-лайн школа. Появились полные энтузиазма выпускники, которые впряглись в осуществление разных программ.
Современное поколение
Люди смолоду стремятся стать образованными, однако так не бывает. Все относительно, общество должно иметь прогрессивное ядро. Это ядро должно быть активным, носителем и передающим, оказывающим влияние. Так было всегда. Я с сомнением отношусь к убеждению, что армянский народ когда-то был в целом любящим культуру, особо верующим или осознающим значение государственности. Вопросы сохранения идентичности в нас всегда решали группы-ядра, которые спасали нацию. Хотя бы пример движения таргманчац в 5-м веке, результаты стратегических программ которого мы видим и по сей день. И так всегда ...