Музеи должны обучать посетителя – Марине Ароян

16.05.2015 11:16


Председатель Национального комитета РА Международного совета музеев   (ИКОМ - International Council of Museums,   ICOM) Марине Ароян, она же научный сотрудник Музея литературы и искуства им. Чаренца, запретила  осекать  в музеях детей грубым окриком «Нельзя!», способствуя созданию в армянских музеях  образовательных программ. Она еще не встретила в Армении хорошего куратора  по современному  искусству и верит,  что победа армянского павильона на Венецианском биеннале  станет катализатором  для армянских деятелей искусства.

На эту и другие темы корреспондент Арменпресс побеседовала с Марине Ароян накануне мероприятия «Ночь в музее» и  Международного дня музеев.

- Вы стоите у истоков создания  представительства ИКОМ в Армении. Что дало его создание Армении?

 Во-первых, мы вышли в  международное пространство. Мы поставили себе задачу сделать Армению узнаваемой в музейном мире – как страну с богатым культурным наследием. Вот уже 8 лет около 20 молодых специалистов в рамках программы стимулирования  Молодых ученых и музееведов  участвуют в международных конференциях и семинарах. Трое молодых армянских ученых  стали членами ИКОМ.

В итоге сегодня в армянских музеях уже есть образовательные программы, и это по инициативе  молодых. Например, замдиректора  Музея истории Еревана Геворк  Орбелян – молодой специалист ИКОМ, он уже считается  международным экспертом, и его часто приглашают на международные семинары.

А совсем недавно один из наших специалистов  был в Японии и выяснил, что там в некоторых музеях Армения  представлена как мусульманская страна. Поднялся большой шум, Орбелян отправился в Японию, чтобы решить вопрос с экспозицией и представить Армению в достойном свете.

- Вы сказали об образовательных программах в музеях. Что делается для создания у нас этой культуры?

- С организацией «ДВВ-интернешнл» предстоит разработать образовательные программы, поскольку не во всех музеях есть специалисты с соответствующей подготовкой.  С этой целью  осенью выйдет методическое пособие, посвященное  созданию музейных образовательных программ,  состоятся семинары и в случае согласия музеев  для них будут созданы такие программы.

- Каковы основные проблемы  армянских музеев?

- В первую очередь наши музеи нуждаются в государственной поддержке, и  не только в финансовой. Нужно в соответствующем законе внести поправки, касающиеся сферы благотворительности, чтобы благотворители  получили более широкие привилегии для   помощи музеям. В ближайшее время ожидается также принятие закона о музеях.

Остро стоит и вопрос музейных зданий, отсутствия соответствующих условий. Даже лучшие музеи Армении не соответствуют этим условиям – Музей истории, Картинная галерея. У нас нет и хорошего музея современного искусства. 40 лет назад, когда был создан этот музей, он был первым в своем роде на территории СССР, а сегодня в Москве есть уже 4-5  музеев современного искусства, а наш музей – в жалком состоянии.

- Как вы оцениваете состояние  наших областных музеев?

- Сейчас силами молодых специалистов ИКОМ мы проводим общую оценку музеев Армении, результаты которой будут примерно через месяц. Конечно, основной акцент в предлагаемых нами вопросах касается образовательных программ, но исследуется также состояние зданий  и технического оснащения. 

Не секрет, что областные музеи в более удручающем состоянии, чем те, что в ведении Минкульта. Здесь и зарплаты ниже, и финансирование самого музея. Есть, конечно, два-три активно работающих областных музея, но это в основном заслуга директоров. Например, музей Паруйра Севака, там все три штата – директора, хранителя фонда и экскурсовода, но ни в селе Севак, ни в соседних селах экскурсоводов нет.

- Можете ли вы назвать большую часть нашего общества любителями музеев?

- Увы, нет.  И эту ситуацию не переломить без больших финансов. Музеи  и школы должны обучать посетителя.  Но школьников трудно приводить в музей – из-за запрета сбора денег в школах. В этом плане мы хотим  подписать с МНО меморандум относительно решения технического вопроса посещения школьников. Это решаемый вопрос.

Это принципиально важный вопрос.  Сегодня школьник сам придет в музей, завтра он обязательно приведет своих детей, и это посещение уже не будет скучным посещение, где ты чувствуешь себя  скованным.  Я вообще против, когда детей в музеях осекают, сковывают, и  перед каждой экскурсией инструктирую относительно  «правил игры».

Чтобы посещение музея не было для ребенка утомительным и неинтересным,  нужны соответствующие, специально подготовленные педагоги.

- В Армении есть Институт  современных искусств, где готовят кураторов. Вы знакомы с этими кадрами?

- Я рада, что в Армении есть такой институт. Но до сих пор  интересного куратора еще не встречала. Мы победили на Венецианском биеннале только потому, что Вардан Карапетян выбрал  куратора из диаспоры  Ада Фюрстенбергера. До этого ни один куратор из Армении не смог достойно представить выставку.

- А что даст армянским специалистам победа на Венецианском биеннале?

- Во-первых, в мире наконец поймут, что у Армении есть не только огромное культурное наследие, но и современное искусство. И заинтересовавшись им, иностранные кураторы  создадут возможность для презентации наших молодых специалистов за рубежом.

 

Беседу вела  Анаит Минасян



Написать нам

Ваше имя*:
E-mail*:
Тема сообщения:
Текст сообщения*:
*- отмечены поля, обязательные для заполнения.

Армянская клавиатура

   
абгдезэытжилхцкhдзкхч

мйншвочпджрсвтRцупк(k')офев