В рамках своего официального визита в Италию президент Армении Серж Саргсян дал интервью итальянской газете Corriere Della Sera, коснувшись столетней годовщины Геноцида армян и внешней политики, проводимой Арменией.
«Если бы международное сообщество коллективно отреагировало бы на Геноцид армян, то 20 век был бы совсем иным, и, возможно, что сегодня мы не говорили бы о том, что происходит с христианскими меньшинствами на Среднем Востоке. Известно, что в случае с Холокостом Гитлер впервые открыто высказался о своем намерении осуществить геноцид в
Газета напоминает, что 24 апреля исполняется столетняя годовщина Геноцида армян, совершенного в Османской Турции, и Армения собирается помянуть это событие, обратившись с призывом к миру.
«На столетнюю годовщину наше послание нацелено на предотвращение геноцидов. Это просьба к политической приверженности международного сообщества, и у нас есть моральное право на это. Предотвращение и осуждение таких преступлений не должны находиться во власти геополитических интересов. 20-й век – урок, для того, чтобы увидеть, что может произойти, если не будет выполнено то, о чем мы просим. К сожалению, боюсь, что век геноцидов не окончен. На среднем Востоке, где основной мишенью являются этнические и религиозные меньшинства, мы являемся очевидцами начала геноцида. Мы достигли того этапа, когда необходимо приложить коллективные усилия»,- сказал Серж Саргсян.
- Почему 100 лет спустя все еще так сложно прийти к единогласному консенсусу относительно того, что произошло, тем временем, как существует некое молчание и не только со стороны Турции?
- Исторический факт Геноцида армян не оспаривается, тот же турецкий военный суд в 1919 году за преступление против человечества осудил авторов геноцида. Анкара даже признает, что совершались убийства армянского гражданского населения. Некоторые государства называют это геноцидом, другие – резней, третьи – трагедией. Что касается других государств, то отсутствие признания вызвано их интересами с Турцией.
- Отношения между Арменией и Италией находятся на положительном этапе. За последние четыре года годовой объем товарооборота, фактически, удвоился, достигнув со $127 млн до $214 млн. Чего Вы ожидаете в будущем?
- У наших стран общие интересы и одинаковые общечеловеческие ценности. Нашим дипломатическим отношениям с Италией всего 24 года, но наши отношения зиждутся на тысячелетнем прошлом.
В торговых отношениях с Римом мы всего лишь переоформляем нечто древнее, начавшееся еще в средние века, когда итальянские города-государства действовали по всему периметру армянских торговых сетей. Я уверен, что не потребуется много времени до следующего удвоения в контексте преимуществ и возможностей для зарубежных компаний посредством развития нашей бизнес сферы.
- Армения является исключением на фоне напряженности отношений между странами Западной Европы и Российской Федерации. С 1 января текущего года совместно с Россией, Беларусью и Казахстаном Армения является членом Евразийского экономического союза. Но, в то же самое время, вы находитесь на передовом этапе обсуждений по Соглашению об Ассоциации с ЕС. Как эти два фактора согласуются друг с другом? И, вспоминая Украину, где противопоставление двух путей породило кризис, может ли Армения стать моделью решения проблемы?
- В течение десятилетий армянская экономика была тесно интегрирована с экономиками стран бывшего Советского Союза. Нашим первым торговым партнером является Россия, где большая часть экспортированных нами товаров имеет рынок естественного потребления. С другой стороны мы лишены энергетических ресурсов, мы импортируем нефть и газ из России. Вступив в Евразийский экономический союз, мы получили весьма благоприятные тарифы за энергию. Это логическое и рациональное решение. Что касается наших отношений с Евросоюзом – вклад ЕС в реализуемых в нашей стране демократических реформах имеет решающее значение. Следовательно, в основе нашего выбора – сочетание интересов и ценностей. Что касается модели, то сейчас я ничего не могу сказать об этом. Время – лучший судья. Но в одном я уверен: в дальнейшем мы достигнем установления весьма тесного сотрудничества между ЕАЭС и ЕС.
- Армения будет в роли катализатора?
- В основе нашей стратегической концепции внешней политики не противопоставление, а сотрудничество и синергия между мировыми силовыми центрами. Приведу другой пример: мы – одна из стран-соосновательниц Организации Договора о коллективной безопасности, который включает в себя некоторые страны бывшего СССР, но в то же самое время сотрудничаем с НАТО.
Перевод с итальянского языка на армянский: Мери Микелян