Музей-институт Геноцида армян опубликовал историю жизни Миграна Мавияна, пережившего Геноцид армян, прошедшего через нацистские концлагеря и спасшего еврея, а также принявшего участие во французском движении Сопротивления.
Арменпресс представляет историю жизни Миграна Мавияна:
Мигран Мавиян родился в Адабазаре 26-го июля
1940-1941 гг., во времена оккупации Франции со стороны Германии, Мавиян участвует во французском движении Сопротивления, становится членом отряда героя армянина французского Сопротивления Мисака Манушяна.
В своих воспоминаниях Мавиян пишет. «С 1941-го года гитлеровцы сбросили с себя маску «добрых оккупантов». Начали с евреев, которых заставили носить на груди желтую звезду. Потом собрали их всех – мужчин, женщин, стариков, детей и согнали в Дранси. Все это напоминало мне трагедию армян в 1915 году».
В отряде Манушяна было много представителей других национальностей, в том числе и еврей по имени Лео, бывший боец интербригады, которая с 1936 по 1939 гг. сражалась против итало-немецких оккупантов и фашистов. Было ясно, что его нужно было скрыть.
Мавиян взял из Армянской апостольской церкви свидетельство на имя Левона Басмаджяна из Адабазара, на основании которого были приготовлены документы рабочего немецкого аэродрома, строившегося в городе Конш. Мавиян пишет в своей книге, что Лео оправдал эти старания, став одним из отважных бойцов отряда Манушяна.
Тем не менее, в оккупированном Париже, сопротивление группы армян не могло остаться незамеченным немецкой полицией. 22-го февраля
В годы оккупации Франции на этом месте были расстреляны 4500 человек. Мавияна арестовали на день позже – 23-го февраля, заключили в «Френ» - тюрьму для приговоренных к смертной казни, из которой «выход» был только в концентрационные лагеря. После месяца пыток и допросов Мавияна переводят в лагерь Компьен, в котором были помещены военнопленные и политические заключенные: «Отныне у меня не было ни имени, ни фамилии, а только номер 29063».
27-го апреля
Мавиян пишет, что дым, выходящий из квадратного каменного здания Освенцима, стал его кошмаром. Из Освенцима в Бухенвальд, потом в Флосенбюрг, который «по сравнению с Бухенвальдом был адом. Вошедший сюда не должен был выйти живым». В лагере Мавиян стал очевидцем бесчеловечных зверства нацистов, смерти своих товарищей, в том числе и армян, прошел через множество лишений...
В
«Я снова переживаю дни своего отрочества – путь изгнания моего народа. Я вижу трупы армян, брошенные на обочинах дорог – пища для гиен, ворон. А сейчас я шагаю мимо трупов людей всех европейских национальностей», - пишет Мавиян.
Американские танки приближались, в воздухе виднелись ненемецкие самолеты. Мавиян понимал, что заключенные, идущие по склону горы, отныне становились свидетелями, и их убийство было необходимым условием для немецких эсэсовцев, которых охватила паника. И Мавиян сбежал, неся на спине друга Бешара.
Свой долг перед павшими друзьями Мавиян выполнил в
Спасая еврея Лео, участвуя в движении Сопротивления, проходя через нацистские концентрационные лагеря, являясь не человеком, а просто номером (Освенцим №186060, Бухенвальд №53350, Флосенбюрг №10018), Мигран Мавиян выжил, возвратился во Францию, опубликовал свои мемуары - «Из преисподней» в